Инвентарь и оборудование
Все спортсмены, участвующие в соревнованиях по академической гребле, должны играть разную роль, и количество игроков и оборудование может варьироваться в зависимости от типа гребли на рассматриваемом мероприятии.
Основным оборудованием для академической гребли являются лодки и весла. Лодки оснащены кронштейнами для весел, количество которых зависит от названия гонки.
Гребные гонки носят разные названия в зависимости от количества участвующих людей и типа используемой лодки. К основным мероприятиям относятся:
- Одиночка: один спортсмен в лодке и «парное» управление двумя веслами (по одному в каждой руке).
- Двойная парная: два спортсмена в лодке «парное» управление с двумя веслами у каждого спортсмена (по одному в каждой руке).
- Четвертная парная: четыре спортсмена в лодке и «парное» управление — все с двумя веслами (по одному в каждой руке).
- Пары без рулевого: два спортсмена в лодке без рулевого (человек, сидящий на корме для облегчения управления); у каждого спортсмена по одному гребному веслу.
- Пары с рулевым: два спортсмена в лодке, в которой присутствует рулевой. У обоих спортсменов по одному гребному веслу.
- «Четверки без рулевого»: как пары без рулевого, только с четырьмя спортсменами вместо двух.
- «Четверки» с рулевым: как пары с рулевым, только с четырьмя атлетами вместо двух.
- «Восьмерки»: восемь гребцов, у каждого из которых есть одно гребное весло, лодка управляется рулевым.
Для разных гонок используются разные типы весел. Несмотря на различную конструкцию, подавляющее большинство гребных весел имеют длинное и тонкое тело с толстой лопаткой на конце. Большие и толстые гребные весла используются на соревнованиях по гребле без рулевого и с рулевым.
Традиции
На Западе гребля академическая имеет давние традиции, которые неукоснительно и даже с определенным азартом поддерживаются спортсменами. Главные из них:
С начала XIX в Лондоне на реке Темза проходит классическая Королевская регата, в которой состязаются экипажи Оксфорда и Кембриджа.
Наиболее распространенная дистанция для заплыва, если не брать во внимание детские и юношеские соревнования – 2 км. Исключением являются несколько великобританских классических гонок.
До стартового сигнала лодки держат стюарды
Никакая техника на старте не используется.
Если команда одержала победу в заплыве, рулевого бросают в воду. Если рулевого в команде нет, то все члены экипажа прыгают в водоем, взявшись за руки.
Академическая гребля
В этом виде спорта, который входит в состав олимпийских игр, гребцы плывут спиной вперед. Для преодоления дистанции используются весла.
Правила
Перед финалом, в который попадет только 6 лучших участников, проводится несколько отборочных этапов. В академической гребле принимают участие одиночки, двойки, четверки и восьмерки.
Соревнование проходит на ровной воде вдоль прямой линии. Участникам не запрещено переходить на чужие дорожки, если такие действия не создают помех остальным гребцам.
Правила академической гребли
Сигналом к началу соревнования является команда «Две минуты». Во время ее звучания все лодки должны находиться в стартовой коробке
После переклички экипажей звучит команда «Внимание». Начинать грести можно после последовавшего за ней звукового сигнала
Особенностью академической гребли является контроль веса участников. Среди мужчин – не более 72,5 кг на одного спортсмена и 70 кг – средний показатель команды. У женщин – до 59 кг и 57 кг соответственно.
Инвентарь и экипировка
Суда для академической гребли легкие, удлиненные, имеют вынесенные за борта отводы для весел и подвижные сидения. Они бывают двух видов:
- Гоночные. Имеют низкие борта и узкое основание.
- Любительские. С высокими бортами и более широким основанием.
Изготавливаются лодки из композитных материалов и эпоксидных смол. К конструкции и дизайну нет много требований, но некоторые технические нюансы все же соблюдаются. На носу лодки должны находиться держатель для флюгарки и белый литой резиновый шарик. На случай опрокидывания разработана специальная конструкция подножки. Благодаря ей спортсмен может в короткие сроки покинуть лодку без помощи рук.
Существуют требования и к весу лодки. В зависимости от вида, он может находиться в пределах 14-96 кг.
Инвентарь и экипировка для академической гребли
Все участники соревнования должны быть одеты в спортивные костюмы или майку и шорты. Обязательны обувь, кепка и спортивный комбинезон.
Судейство
Соблюдение правил и другие моменты контролирует судейский состав. Он состоит из нескольких человек:
- технического делегата;
- главного судьи;
- главного секретаря.
У главного судьи есть заместители:
- по материально-техническому обслуживанию;
- по вопросам судейства;
- по общим вопросам.
Дополнительно в состав входят заместитель главного секретаря, врач и судьи: на старте и финише, контролеры, по информации.
Знаменитые соревнования
Самые престижные соревнования, в которые может попасть состав – Олимпийские игры. Помимо них существуют:
- Регата на реке Чарльз. Соревнования проводятся в США и длятся 2 дня.
- Оксфорд-Кембридж. Соревнования между экипажами Кембриджского и Оксфордского университетов по Темзе. Проводятся каждый год.
- Хенлейская королевская регата. Проходит в Англии. Соревнования длятся 5 дней.
Хенлейская королевская регата
Также ежегодно проводится немало соревнований внутри каждой страны, но они известны в более узких кругах.
Определение терминов и жаргонных выражений
- Банка — подвижное сиденье (из пластика или древесины), имеет 4 колеса, движется по полозкам (рельсам).
- Подножка — обувь, объединённая металлической пластиной, используется для опоры и толчка в момент гребли. Как правило, в классах без рулевого правый ботинок у одного из гребцов связан с рулевым механизмом в дне лодки, благодаря которому может осуществляться корректировка курса лодки.
- Руль — металлический стержень с пластиковым концом (не всегда) с одной стороны (находящийся в воде) и металлической пластиной в форме буквы «Т» (тросы крепятся по бокам, центральный выступ-стрелка является ориентиром для рулевого) с другой.
одиночка
- Полозки — два рельса, предназначенных для движения банки внутри лодки. Имеют пластиковые ограничители с обоих концов.
- Отвод /кронштейн — трубки (металлические, карбоновые) скреплённые в виде конуса. Крепятся по бортам лодки (слева и справа у парных, слева или справа у распашных). Используется как точка опоры для весла.
- Фальшборт — пластина (из того же материала, что и сама лодка), крепящаяся перпендикулярно вдоль бортов. Служит для защиты от брызг.
- Волнорез — крепится позади первого номера. Служит для защиты от попадания воды во время движения лодки.
- Лючок — подвижная пластиковая пластина в форме круга, с ручкой и резьбой. Служит «дверцей» между окружающей средой и внутренней полостью лодки.
- Вертлюг — пластико-металлическое изделие, крепится на конце кронштейна. Служит для подвижного крепления весла к лодке.
- Каретка — металлическая конструкция на пластиковых колёсах, снабжённых подшипниками, являющаяся элементом подвижного сиденья (банки). Каретки имеют два стандартных типоразмера, в зависимости от расстояния между колёсами одной оси.
- Крепление упора — пластиковая планка с подвижным фиксатором для крепления и изменения месторасположения упора (подножки) в различных типах академических судов.
- Носик — резиновый наконечник в форме шарика на носу академической лодки. Элемент безопасности для предотвращения травм спортсменов и повреждения инвентаря при столкновениях.
- Барашек — пластиковый фиксатор для парного и распашного вертлюга с металлическим резьбовым вкладышем.
- Каблук — пластиковый ограничитель длины рычага весла.
- Манжет — пластиковая накладка цевья для фиксации угла атаки лопатки в рабочей фазе гребка.
Виды академической гребли
Гребля бывает парной и распашной. В первом случае спортсмен работает двумя веслами, каждое из которых он держит одной рукой. А во втором – гребля происходит одним веслом, которое держится двумя руками.
В экипаж лодки может входить один, два, четыре или восемь гребцов. В некоторых классах регламентируется вес спортсмена. Состязаться в такой дисциплине, как гребля академическая, могут мужчины и женщины.
В Олимпийскую программу входят такие классы академической гребли:
- Одиночная.
- Двойка парная, двойка распашная и двойка парная легкого веса.
- Четверка распашная и парная.
- Восьмерка.
Это только олимпийская академическая гребля. Соревнования на мировых чемпионатах более разнообразны:
- Одиночка малого веса.
- Двойка мужская распашная с рулевым, двойка мужская распашная легкого веса.
- Четверка мужская распашная с рулевым, четверка парная легкого веса.
- Восьмерка мужская легкого веса.
Во всех классах, где не был указан пол спортсменов, состязаться могут как мужчины, так и женщины.
Вес рулевого регламентируется правилами. Если рулевой весит меньше нормы, то лодку подгружают балластом. Пол рулевого не зависит от пола других членов экипажа. Таким образом, в женском экипаже может быть рулевой мужчина и наоборот. Олимпийские игры являются исключением – здесь вся команда должна быть одного пола. На коммерческих турнирах иногда допускается, чтобы в экипаже были одновременно и женщины, и мужчины.
На что обращать внимание при выборе гребной лодки ПВХ
В первую очередь, нужно обратить внимание на комплектацию лодки, важно, чтобы лодка была укомплектована всеми элементами, которые будут нужны именно Вам. Например, Вы хотите сплавляться на лодке и таскать ее через завалы и кусты вдвоем, тогда Вам нужна ручка или шайба леера на носовой и задней части лодки.
Если выбор пал на лодку, у которой нет каких – то комплектующих, которые Вам будут нужны, стоит заранее позаботиться об этом: заказать их установку в магазине или докупить и наклеить самостоятельно.
Очень важно, чтобы гребная лодка ПВХ имела удобные весла, нужной длины, благо, Вам не придется об этом волноваться, потому, что все производители комплектуют гребные лодки достойными веслами
На веслах никто не экономит.
Обратите внимание на систему креплений лавок (сидений) при выборе гребной лодки ПВХ
Передвижные сидения очень удобные, а стационарные – очень жестко стоят на месте, и не будут двигаться не при каких условиях. Сидения – это одна из важнейших частей гребной лодки, потому что, во время гребли, удобство и жесткость посадки, влияет на то, как быстро Вы будете уставать, и как быстро будете перемещаться.
Рекомендую выбирать передвижные сидения, потому, что их можно установить в любое удобное место лодки ПВХ и это может сильно облегчить Вам жизнь. Если они будут «ерзать» при гребле (что бывает редко), можно будет «заколхозить» зажимы с краев ликтроса.
Виды гребных тренажеров
Конструкция гребных тренажеров состоит из рукояток для обеих рук и маховика. Существуют тренажеры двух видов: механические и магнитные.
Подвиды механических гребных тренажеров: аэродинамические со встроенным вентилятором, гидравлические. Главный недостаток механических гребных тренажеров – отсутствие плавности движения и шум во время выполнения упражнений.
Слева – аэродинамический со встроенным вентилятором гребной тренажер, справа – гидравлический гребной тренажер
Магнитные тренажеры стоят гораздо дороже, но имеют ряд преимуществ. Они работают плавно и бесшумно. Электромагнитные гребные тренажеры относятся к наиболее продвинутым тренажерам. Компьютерный электромагнит, встроенный внутрь, обеспечивает оптимальную нагрузку и контроль техники упражнений.
Магнитный гребной тренажер
История академической гребли
Первые упоминания о гребле как о спортивном состязании зафиксированы на древнеегипетском каменном барельефе и датируются 25 веком до н.э.
Гонки на академических судах в современном понимании берут начало в Англии 16 века, где перевозчики пассажиров и грузов через Темзу соревновались в гонках на байдарках и лодках.
Первое официальное состязание по гребле состоялось в 1715 году, и было названо Doggett’s Coat and Badge Race в честь организатора английского актера Томаса Доджетта. Эта гонка и по сей день считается одной из самых престижных в Соединенном Королевстве.
Позднее в Англии учреждены две старейшие и важнейшие регаты — символы британской гребли, которые проводятся и сегодня: регата «Оксфорд — Кембридж» под названием The Boat Race («Лодочная гонка»), начавшаяся в 1829 году, и Хенлейская Королевская Регата (Henley Royal Regatta), впервые прошедшая в 1839 году.
В 1718 году Указом Петра I учрежден первый в России гребной клуб «Невский флот». А с 21 марта 1860 года академическая гребля в России получила официальное признание как вид спорта.
С 1900 года академическая гребля входит в программу Олимпийских соревнований.
Управление
Управлять байдаркой можно разными способами — с помощью руля, с помощью двигательной силы весла, также можно помогать в поворотах с помощью крена корпуса лодки. Байдарки в стандартном исполнении имеют руль, однако в случае, если нужно двигаться спиной вперед, рулевое управление не используется, а иногда и мешают, поэтому на коротких дистанциях управляют только веслами.
Приемы:
- управление креном — при крене на правую сторону вода будет справа давить больше, при этом байдарка будет поворачивать влево;
- наклоны в стороны, это фактически крен внутрь, словно при езде на велосипеде, наклонами нельзя полноценно управлять, но можно корректировать траекторию при поворотах, а также выравнивать водный снаряд для прямолинейного движения;
- рычаг используется, если нужно маневрировать, не теряя скорости (полностью сохранить скорость, конечно, не получится) — веслом отталкивается нос или притягивается корма;
- перехват — если руками перехватить весло так, что рычаг руки со стороны гребка становится длиннее, то усилия гребца будут более эффективными, данный прием может быть последовательным и одновременным и предпринимается ситуативно (например для выравнивания), поскольку при нем лодка не может постоянно двигаться ровно, а будет заворачивать в сторону, противоположную гребку;
- кормовой гребок осуществляется под корму лодки, используется, когда нужно сделать маневр, осуществить управление на высокой скорости без ее потери, различают следующие виды этого приема — рычагом, из прямого гребка и управляющий кормовой;
- боковое притяжение применяется редко, используется как составляющая часть других трюков, например завеса, этот элемент можно делать вынимая весло из воды, а также когда оно непрерывно находится в полном или частичном подводном положении;
- полуподтяг — незначительное притяжение кормовой или носовой части;
- циркуляция — плавный поворот без уменьшения скорости;
- завес — для резких изменений направления, разновидности — на параллельный сдвиг, на разворот;
- закол;
- «флажок»;
- подхват;
- табан;
- реверс из завеса.
Выучить технику гребли на байдарке и каноэ непросто, ведь нужно соблюдать равновесие, порой в трудных условия. И приемов довольно много, так что спортсменам есть над чем работать на протяжении многих лет, упорно тренируясь, уделяя гребному спорту много времени.
Гребля на байдарке[править | править код]
Заметки тренера
Нам нравится гребля на байдарках по нескольким причинам. Во-первых, это прекрасное упражнение для верхней части туловища, и, во-вторых, это прекрасно снимает стресс. Когда вы гребете, преодолевая сопротивление быстро текущей воды, у вас нет времени думать о чем-то ином, кроме стратегии и действий. Если вы гребете в спокойных водах, вы расслабляетесь.
Учиться гребле на байдарке можно постепенно, выбрав собственный темп продвижения. Начните со спокойной воды и базовых движений, потом переходите на воду с течением и сложным маневрам. На любом уровне гребля на байдарках оказывает на ваше тело огромное давление.
Во время гребли ваше тянущее предплечье, идущее к вам, возвращается из бокового положения и находится внизу, а локоть и кисть изогнуты вверх. Толкающее предплечье постепенно растягивается (чтобы соответствовать движению первой руки) своей задней частью (трехглавая мышца предплечья) и поднимается мышцами задней части плеча (дельтовидными). Тянущее движение поддерживается поворотными мышцами корпуса, мышцами поясницы и бедер. Ноги вытянуты вперед, стабилизируя и поддерживая действия верхней части тела. Способность комфортно сидеть в этом положении требует наличия сильных и гибких сгибателей бедер.
Травмы чаще всего от перегрузок. Имеют место защемления нерва в плечах и предплечьях (где мышцы опухают и буквально душат нервы, вызывая боль и онемение). Плечи и предплечья также подвержены раздражениям связок, растяжениям и вывихам. Запястный сухожильный синдром является профессиональным заболеванием; постоянное повторение движений в гребле и большое давление на руки вызывают утомление, боль, онемение и раздражение. Спина гребца подвержена растяжениям сверху донизу, возможна грыжа межпозвонковых дисков. Таз из-за сидячего положения байдарочника подвержен тендиниту задней части ног (сухожилия), сжатию седалищного нерва (характеризуется онемением!) и другим различным раздражениям от давления и перегрузок. Что интересно, большая часть травм наблюдается в начале сезона, когда байдарочники «не в форме», а желание как можно быстрее начать занятия приводит к тому, что они мало разминаются.
Мы хотим предупредить байдарочников о том, к чему может привести постоянное нахождение в холодной воде. Разогретые мышцы работают более эффективно и дольше остаются гибкими. Холодная вода может отрицательно повлиять на разогретость мышц, поэтому надо быть осторожным. Когда вы гребете, время от времени приподнимайтесь, чтобы снять давление с нижних конечностей и восстановить кровообращение. Гребля на байдарках не дает нагрузку на все группы мышц, необходимо дополнительно заниматься упражнениями для мышц нижней части тела. НЕ САДИТЕСЬ в байдарку без каски и спасательного жилета. Мы не против того, чтобы вы получили удовольствие, но удовольствие должно быть безопасным.
Лодки
Лодка для академической гребли представляет собой легкое, узкое, удлиненное судно, которое имеет подвижные сидения и вынесенные за борт вертлюги для крепления весел. Лодки могут быть учебными и гоночными. В первом случае судно немного шире, а его борта – выше. Изначально лодки изготавливались исключительно из дерева. Исходя из способа обшивки, появилось разделение суден на «Клинкеры» и «Скифы». Лодка «Клинкер» обшивалась продольными рейками, а «Скиф» – шпоном или фанерой, из ценной породы дерева. Позже на смену фанере и шпону пришли композиционные материалы. На сегодняшний день «клинкерная» обшивка лодок ушла в небытие, поэтому все гоночные лодки стали называть просто «скифами». Производить лодки из углеродных материалов по принципу многослойного «сэндвича» начали в 1980 г. В качестве связующего звена в этой технологии применяют высококачественные эпоксидные смолы. Современные лодки стоят довольно дорого. Цена одиночного судна стартует примерно от тысячи долларов.
Как выбрать секцию
Бесплатные секции гребли в вашем городе Азов, Архангельск, Астрахань, Барнаул, Белая Калитва, Бронницы, Владивосток, Волгодонск, Воронеж, Горно-Алтайск, Екатеринбург, Йошкар-Ола, Калининград, Калуга, Каменск-Шахтинский, Коломна, Колпино, Комсомольск-на-Амуре, Кострома, Краснодар, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Нижневартовск, Нижний Новгород, Нижний Тагил, Омск, Пенза, Ростов-на-Дону, Рязань, Санкт-Петербург, Саратов, Светлый, Сортавала, Сургут, Сызрань, Таганрог, Тверь, Тольятти, Томск, Тюмень, Ульяновск, Уфа, Хабаровск, Химки, Челябинск, Энгельс, Ярославль, деревня Русское Пестово
При выборе секции обратите внимание на то, чтобы соблюдался тренировочный процесс. Он включает в себя общую и специальную подготовку
В ОП входят упражнения с использованием тренажеров, отягощения, занятия вспомогательными видами спорта. Для СП применяется гребной тренажер, тренировки в гребном бассейне и гребля на основной, вспомогательной и спортивной лодке.
Помимо организации тренировочного процесса при выборе секции по гребле для ребенка следует внимательно отнестись к личности тренера. Так как данному виду спорта обучают в основном в бюджетных учреждениях, то тренеры проходят определенную проверку на профпригодность
Родителям следует обратить внимание лишь на успехи воспитанников того или иного тренера на соревнованиях. Если ваша цель спортивные высоты, то и выбирайте того педагога, чьи спортсмены добиваются хороших показателей и занимают призовые места
Близость секции гребли к дому имеет значение, но не принципиальное. Потому, что не каждая спортшкола в вашем районе может быть оборудована под занятия греблей. Если вы нашли хорошую школу, но в другом районе, постарайтесь отвозить и забирать ребенка с тренировки самостоятельно.