Рис. 7. Катер «ЛФ-22»
Динамичность формы катера в большой степени зависит от длины носового участка палубу до рубки. Когда она невелика, как в данном случае, то особенно невыгодна линия крыши рубки, опускающаяся в корму. Гораздо лучше выглядела бы эта линия с подъемом в корму, как это сделано на «Саламандре».
«Обтекаемая» форма рубки не вяжется с угловатым корпусом. Задний обрез рубки выполнен с наклоном в корму. С точки зрения динамичности формы такой наклон не просчет, но здесь самое тонкое место кормовой опоры рубки получилось внизу, в месте крепления к корпусу. Зрительно рубка непрочно держится на корпусе, что особенно болезненно воспринимается на ходу катера. Уместнее было бы сделать наклон задней кромки стойки в нос под углом меньшим, чем наклон задней кромки окна (рис. 8). Такая кормовая опора, расширяющаяся книзу, послужила бы зрительно надежным основанием почти консольной крыши рубки.
Классификация
- Специфические. Они имеют на борту крупногабаритное мощное противопожарное оборудование, которое не позволяет использовать таковые плавсредства не по назначению.
- Комбинированные. В группу входят те портовые и пожарные буксиры, на которые установлено пожарное оборудование, не снижающее эффективности их буксировочных свойств даже при применении не по назначению.
Также пожарные суда можно представить в классификации по району плавания:
- Речные.
- Морские.
- Комбинированный тип «река-море» (главным образом, таковые плавательные средства используются в крупных речных руслах).
По материалу
На основании типа используемого материала для изготовления различают:
- металлические. Изготавливаются из алюминия и его сплавов или стали;
- деревянные. В основе лежит фанера или шпон;
- пластмассовые. К ним относится стеклопластик, полиэтилен и остальные виды термопластичных конструкций;
- армоцементные лодки;
https://www.youtube.com/watch?v=F1b4jdFfAjk
- резиновые. Необязательно полностью из резины, материалом может покрываться корпус снаружи;
- композитное судно – это лодка, состоящая из нескольких материалов.
Характеристика идентична как для морских, так и речных судов.
«Надежда»
Системы пожарной сигнализации на судах не всегда бывают эффективными. Это ведет за собой необходимость помощи специальных плавсредств. Одно из них, используемое МЧС, — это корабль «Надежда». Его характеристики:
- Зона оперативной готовности средства — 82 км.
- На корабле может находиться смена спасателей численностью 7 человек. Общий состав экипажа — до 28 человек.
- Корпус обшит слоем стали толщиной в 4 мм. Палуба обшита листами стали толщиной в 3 мм.
- Для придания движению «Надежде» используются водометные двигатели.
А теперь остановимся на противопожарных характеристиках:
- 4 насоса.
- Протяженность рукавной линии — до 1,5 км.
- Длина выбрасываемой струи — до 70 м.
- 7 пеногенераторов.
- 3 лафетных ствола.
- 2 мощных двигателя.
Линейка катеров Амур
Каждая модель претерпевала изменения и по конструкции, и по техническим параметрам. Но все катера имеют ряд общих характеристик:
- корпус выполнен из металла;
- двигатель стационарный, расположен в кормовой части судна, в закрытом отсеке;
- крепеж корпуса комбинированный – заклепки с применением электродуговой точечной сварки;
- предусмотрено хождение на веслах, по бортам имеются специальные крепежи для их фиксации;
- удобный штурвал, защищенный ветровым стеклом, рядом с которым расположен щиток с приборами, позволяющими контролировать работу двигателя и других механизмов;
- вместимость пассажиров 5 человек;
- все модели снабжены габаритными огнями, поддонами для масла, емкостями для топлива и рундуками для хранения необходимых вещей или инструментов.
Корпус катера переборками разделен на три отсека – форпик (крайнее носовое отделение на судне), кокпит и моторное отделение. В форпике находится багажник, для доступа к нему сделан двустворчатый люк, который герметично закрывается. Кокпит (центральное открытое пространство) оборудован 2 сиденьями и небольшим диваном. В моторном отсеке установлен двигатель и аккумуляторная батарея.
Государственная цена первого катера Амур – 4 тыс. советских рублей (модели Амур М и Амур Д, стоили 4,5 тыс. рублей), в те годы столько стоил автомобиль. На современном рынке цены договорные – от 50 тыс. до 250 тыс. рублей, зависит от года выпуска катера и его технического состояния.
Общее устройство корпуса маломерного моторного судна
Несмотря на разнообразие маломерных судов, их корпуса устроены, в основном, из одних и тех же элементов:
Как уже упоминалось выше, корпус судна состоит из набора и обшивки. Набор состоит из продольных и поперечных связей, которые служат основанием для обшивки, придают корпусу необходимую форму и обеспечивают его прочность.
Для продольной прочности корпуса судна в нижнюю часть набора укладывается продольный брус — киль , заканчивающийся в носовой части вертикальным брусом — форштевнем , а в кормовой части — ахтерштевнем. Штевни соединяются с килем с помощью книц на латунных болтах. На маломерных моторных судах к ахтерштевню заподлицо врезана транцевая доска (транец) . Параллельно транцу, ближе к носу, установлена кормовая переборка , которая совместно с транцем образует моторную нишу . На киль и форштевень накладывается металлическая полоса — оковка, предохраняющая судно от повреждения при швартовке.
Поперечной прочностью и надежностью набора корпуса судна служат шпангоуты , которые крепятся к килю по всей длине судна с обеих сторон. Шпангоуты могут быть выполнены из цельного бруса, но могут быть и составными (из двух частей, как на рисунке). В этом случае нижняя часть шпангоута (со стороны днища) называется флор-тимберсом, верхняя часть шпангоута (со стороны бортов) — топ-тимберсом. Флор-тимберсы соединены между собой флорой.
Поверх шпангоутов накладывается кильсон — съемная доска, которая соединена с килем латунными болтами. Верхние концы шпангоутов соединяются двумя изогнутыми по форме борта судна привальными брусьями, которые в свою очередь врезаны в форштевень и соединены с ним и между собой брештуком — мощной стальной кницей с деревянной накладкой. Кормовые концы привальных брусьев скреплены кницей с транцевой доской. Привальный брус, также как и киль, придает судну продольную прочность и надежность набора.
Верхние части шпангоутов соединены бимсами , которые служат опорой для карлингсов на которые укладывается настил палубы . В местах, где в палубе выполнены различные вырезы (кокпит, рубка и т.д.) , опорой для палубы являются полубимсы . Полубимсы наружным концом опираются на шпангоуты, а внутренним — на вертикальные стойки, называемые пиллерсами.
Для установки бортовой (наружной) обшивки и днища к шпангоутам крепятся стрингеры . По периметру настила палубы установлен планширь , который уплотняет соединение палубной и бортовой обшивки и предохраняет корпус судна от попадания воды сверху. Снизу планширя с наружной стороны бортов укрепляется полукруглый (в сечении) бортик, который защищает борта шлюпки от ударов при швартовке. Расширенный в носовой части буртик (чаще на моторных лодках, яхтах и катерах) называется бархоутом.
В настиле палубы выделяют среднюю часть (средняя доска), которая располагается от форштевня к ахтерштевню, и называется мидельвейсом. Элемент палубы в виде бруса, расположенный у самого борта называется ватервейсом, служит для предохранения судна от попадания в него воды.
По типу крепления наружной обшивки корпуса судна к набору корпуса различают: вгладь, клинкерную, диагональную (чаще для деревянной обшивки) и композитную (чаще для металлической и пластиковой обшивки).
Технические характеристики и сфера применения
Общие характеристики:
- Материал корпуса из дюралюминия и сплавов АМг (такой сплав используется в последних моделях). Места стыков выполнены методом сварки или клепки.
- Непотопляемость катера обеспечивается наличием герметичных отсеков.
- Вместимость всех моделей судна составляет 5-6 человек.
- Открытая часть судна может закрываться тентом («Амур-2» имеет рубку убежище).
- Длина моделей колеблется в пределах 5,5-5,6 м, ширина – 1,82 м, высота борта – 0,88 м, вес без пассажиров – 0,54 т. Катер имеет двигатель автомобиля «Москвич-412» — мощность соответствующая: максимальная скорость движения с полной загрузкой – 50 км/ч, скорость на полном ходу и при нагрузке – 47 и 40 км/час; соединение – на заклёпках.
- Форпик в каждой модели имеет высокую герметичность. Проникнуть в него можно с палубы через люк (фиксируется плотно).
- Во всех моделях катера предусмотрено два ряда сидений, обшитых мягким полотном. Тюнинг катера Амур предполагает дополнительные усовершенствования.
- Место водителя имеет штурвал, спецустройство для управления двигателем и щиток контроля за показателями двигателя.
- В кормовой части находится отсек для мотора. В зоне под пассажирскими сидениями располагается редуктор.
- В моторной части также находятся аккумулятор, габаритные огни, узел охлаждения двигателя, холодильная камера для масла и воды, емкость для воды.
- В стандартной модели катера используется алюминиевый гребной винт с шагом 31,2 см и диаметром 27,5 см.
- Использование лодки возможно в ручном режиме с помощью весел. Крепления для них находятся на бортах.
Советы по выбору катера
Пик продаж катеров, моторных лодок и подвесных лодочных моторов приходится на период с конца февраля и до начала лета. Многие хотят приобрести себе водный транспорт к началу сезона, поэтому цены в этот период значительно выше, чем в другое время.
При покупке катера в первую очередь следует определиться с бюджетом покупки. Будущему владельцу катера следует осознавать, что конечная цена катера складывается из трех составляющих: цены самого катера, цены мотора и цены лодочного прицепа, на котором катер будет перевозиться. Следует также учитывать, что цена лодочного мотора во многих случаях выше цены самого катера.
Самый пик продаж водного транспорта начинается в конце февраля. В это время стоит ажиотаж вокруг выбора подходящего судна. Все торопятся успеть приобрести транспорт к началу сезона, поэтому цены в этот период значительно выше, чем в другое время
Лучшее время для покупки катера и другой водной техники приходится на осень и начало зимы, выбор техники в это время значительно больше, а цены ниже.
При выборе катера, стоит обратить внимание на наличие дополнительного оборудования и опций. Различные виды дополнительного оборудования не являются обязательными, но их наличие делает эксплуатацию катера более комфортной и удобной
К дополнительному оборудованию и опциям относятся: крепления для эхолотов, леера, трапы, кресла, тенты и многое другое.
Перед выбором и покупкой катера следует обдумать вопрос его зимнего хранения. После окончания навигации владельцы катеров моют их, сливают воду, обслуживают и консервируют лодочный двигатель. После этого катер готов для зимнего хранения. В зависимости от климатических условий, катера могут храниться в зимнее время на специальных охраняемых причалах или в специальных ангарах для зимнего хранения судов. Некоторые владельцы хранят катера на даче, укрыв их от непогоды тентом, либо в гараже. Катер также можно оставить на прицепе, укрытым тентом на охраняемой автомобильной стоянке.
Технические характеристики моделей
В базовой комплектации катера Амур неизменным оставался двигатель марки «Москвич 412». Это мощный карбюраторный четырехцилиндровый четырехтактный агрегат, который работает на бензине. Остальные составляющие корпуса и технические элементы претерпевали существенные или незначительные доработки.
Катер Амур и Амур М
Изначально корпус катера Амур был выполнен из дюралюминия. Длина судна 5,5 м, наибольшая ширина 1,81 м, высота бортов 0,82 м. Первая модель имела косой днищевый дейдвуд (оконечность судна в кормовой подводной части), через который проходил прямой гребной вал от редуктора. Катер развивал скорость около 40 км/ч, разрешенная удаленность от берега – не более 3 км.
Между перегородкой кормового отсека и спинкой дивана расположена ниша, где хранится складной тент, выполненный из плотной, водонепроницаемой ткани. Он натягивается на металлический каркас из труб, для установки которого на палубе имеются специальные разъемы. Жесткость корпуса обеспечивали 10 шпангоутов (поперечные ребра). Осадка конструкции по габаритам была 0,5 м, грузоподъемность судна до 500 кг.
Технические характеристики катера Амур М в основе остались такими же, как и у катера Амур.
Изменения были проведены по следующим пунктам:
- изменились обводы корпуса;
- угловой редуктор стал реверсивным;
- были установлены резиновые амортизаторы под крепежи реверс-редуктора, что приглушило шум от работы мотора;
- появилась система для откачки воды из трюма.
Существенным минусом первых моделей марки Амур считалась глубокая осадка катера и расположение гребного вала и гребных винтов снаружи конструкции.
Катер Амур Д
Главной модификацией в катере Амур Д стала установка поворотно-откидной колонки (ПОК), изготовленной из дюралюминия. Благодаря наличию колонки кокпит стал длиннее, гребной винт – более защищен, а также уменьшилась вибрация судна. Конструкторы увеличили высоту борта на 11 см и изменили наклон транца (устройство, на котором крепится мотор).
Моторный отсек стал короче, а по бокам появились специальные жалюзи для вентиляции в мотоблоке. Для удобства обслуживания и ремонта была сделана съемная стенка шпангоута. На Амуре Д разрешался выход на воду на расстояние до 5 км от берега, при высоте волны 1–1,2 м. Габариты катера Амур существенно не менялись – длина корпуса стала 5,6 м, ширина 1,87 м.
Катер Амур 2
Первый морской катер серии Амур. Корпус выполнен из сплава магния и алюминия, поэтому стал невосприимчив к соленой воде и устойчив к коррозии. Внешний дизайн также изменился – на кокпите установлена каюта из дюралюминия высотой 1,15 м, с небольшим люком на крыше для дополнительного выхода на палубу. Катер стал тяжелее на 80 кг, но скорость движения осталась прежней. Диван и 2 кресла могут трансформироваться в спальные места.
Для удобства пользования появились дополнительные элементы:
- раскладной столик;
- фара и стойка с навигационными огнями;
- вешалка для одежды;
- дополнительные рундуки;
- звуковой сигнал.
Панель с приборами имеет подсветку и защищена от ветра и осадков глухим стеклом. Кроме каюты предусмотрен съемный тент, который легко откидывается назад. Для повышения мореходных качеств конструкторы заострили форму носовой части катера и выше подняли скулу у форштевня. Эти изменения снизили силу удара волны при движении катера и облегчили ход судна при глиссировании. Вода из корпуса может уходить механически, когда работает мотор.
Модель Амур 3
Катер Амур 3 – это последняя модель, выпущенная в данной серии. Судно имеет все технические характеристики катера Амур 2. От предыдущей модели его отличает отсутствие каюты, что существенно снизило стоимость катера. Вместо крытой рубки на кокпите расположены 2 кресла и диван, а от непогоды защитит складной тент.
Формы основного корпуса судов
Форма основного корпуса характеризуется формой штевней, формой линии седловатости и килевой линии, обводами кормовой оконечности, определяемыми количеством гребных винтов и так далее. На схеме ниже показаны наиболее распространенные формы носовой оконечности морских судов.
У обычных морских транспортных судов форштевень прямой, с наклоном вперед. Это придает форме корпуса стремительность, улучшает всхожесть судна на волну и уменьшает заливаемость палубы. Транспортные суда ледового плавания, а также некоторые буксиры имеют так называемую «полуледокольную» форму носовой оконечности — с наклоном форштевня в подводной части на 40-50° и с почти вертикальной надводной частью форштевня. Наклон форштевня в подводной части улучшает условия плавания в битом льду, а почти вертикальный форштевень в надводной части позволяет следовать судну за ледоколом при проводке через ледяные поля, упираясь носом в специальный выем в корме ледокола. Для улучшения ледовых качеств специальных ледоколов их форштевень в подводной части выполняют с большим наклоном около 25-30°.
На быстроходных пассажирских лайнерах, а также на быстроходных судах носовая оконечность имеет бульбообразную форму в подводной части и клиперские образования в надводной. Наличие бульба уменьшает волнообразование и способствует уменьшению сопротивления воды движению судна, а клиперский нос позволяет получить более стремительную форму и уменьшает заливаемость палубы название «клиперский» перешло от парусных кораблей — клиперов, имевших аналогичную форму форштевня.
В последние годы бульбовая форма носа широко применяется на танкерах и сухогрузах с умеренными скоростями хода. У этих судов, имеющих полные образования корпуса, бульб в носу позволяет заострить носовые ватерлинии и районе кильватерной линии и уменьшить тем самым сопротивление формы.
У небольших рыболовных судов (траулеров, сейнеров) форштевень имеет как правило округлую «ложкообразную» форму.
Недавно в судостроении появился новый тип корпуса получивший название X-bow, который широко применяется на судах оффшорной индустрии и впервые был применен при создании американского эсминца класса Зумвальт.
Формы носовой оконечности морских судов
1 — нос транспортного судна с прямым наклонным форштевнем, 2 — нос судна ледового плавания, 3 — нос ледокола, 4 — ложкообразный нос рыбопромыслового судна, 5 — клиперский нос с бульбом, 6 — бульбообразный нос нефтеналивного танкера, 7 — нос типа X оффшорного судна
Материал катера
Катер может быт изготовлен из разных материалов, у каждого из которых ест свои достоинства и недостатки.
Алюминиевые катера
Алюминий – обеспечивает максимальную прочность корпусу катера, не впитывает воду, но при этом алюминиевые катера часто имеют острые края, о которые можно порезаться, они сильно охлаждается от воды и сильно нагреваются на солнце. Алюминиевые катера очень износоустойчивы к трению.
Алюминиевые корпуса могут быть изготовлены либо с помощью сварки, либо с помощью заклепок. Корпус катера изготовленный с помощью сварки обладает большей надежностью, так как при длительном воздействии вибрации от лодочного мотора не теряет герметичности, в отличие от корпуса изготовленного с помощью заклепок.
Алюминиевые катера могут быть изготовлены из дюрали или из сплавов АМг.
Дюраль относится к группе алюминиево-медных сплавов. Механические свойства дюралей могут даже превышать механические свойства низкоуглеродистых сталей. При этом дюраль имеет низкое сопротивление коррозии, поэтому на дюралевых лодках приходится использовать защитные покрытия, без которых катер может получить сквозную коррозию в течении очень короткого периода времени. Дюраль нельзя сваривать, дюралевые листы быстро лопаются рядом со сварным швом. По этой причине дюралевые катера изготавливаются методом клепки. Главный недостаток клепаных дюралевых лодок высокая вероятность протекания.
Для изготовления алюминиевых катеров по сварной технологии используются сплавы АМг. Сплавы АМг относятся к группе алюминиево-магниевых сплавов. В своем составе они содержат до 6% магния, менее 0,1% меди. Сплавы АМг имеют неплохую прочность, высокую пластичность и виброустойчивость, хорошо свариваются и устойчивы к коррозии. Алюминиевые катера и лодки с качественно выполненным сварным швом обладают высокой герметичностью. Недостатком сплавов АМг является то, что из-за их меньшей прочности, по сравнению с дюралью, для изготовления катеров и лодок приходится применять более толстые и тяжелые листы. По этой причине сварные катера из сплавов АМг в 1,4-1,5 раз тяжелее клепаных лодок из дюрали сопоставимого размера.
Стальные катера
Сталь – обладает высокой прочностью, не боится повреждений, легко ремонтируется, и стоит относительно недорого, но при этом обладает тяжелым весом и сильно подвержен коррозии. Стальные катера и лодки требуют постоянного ухода, нанесения защитного покрытия. В настоящее время сталь практически не используется для изготовления корпусов современных катеров.
Катера из пластика
Пластик – катера изготовленные из пластика имеют привлекательный современный внешний вид, обладают хорошей теплоизоляцией и не передают холод от воды
Пластик значительно менее прочный материал, чем алюминий или сталь, поэтому эксплуатировать такой катер нужно с большей осторожностью. Катера из пластика значительно менее устойчивы к трению и быстрее изнашиваются, но при этом обладают меньшим весом
При повреждении покрытия вода проникает в материал корпуса пластикового катера и вызывает его разрушение. Для защиты нижней части корпуса катера многие владельцы наклеивают на него специальные накладки.
В последнее время становятся все более популярны катера имеющие корпус из алюминия, а верхнюю часть из стеклопластика. Такие комбинированные катеры обладают целым рядом достоинством, а два разных по свойствам материала сглаживают недостатки друг друга.
Число и расположение надстроек
По числу и расположению надстроек различают следующие архитектурные типы судов:
- трехостровные, имеющие три надстройки: бак, среднюю надстройку и ют. Если сумма расстояний между надстройками составляет менее 25 процентов длины судна, то такое судно называют колодезным
- двухостровные, имеющие две надстройки, чаще всего бак и ют. Эти суда также могут иметь удлиненный бак или удлиненный ют — в тех случаях, когда средняя надстройка сливается с баком или ютом
- одноостровные, имеющие одну надстройку — бак или ют; со сплошной надстройкой, у которых имеются только рубки.
- квартердечные суда, то есть суда имеющие квартердек — местный подъем верхней палубы на 0,8-1,2 м в кормовой части. Квартердечные суда помимо квартердека могут иметь любые надстройки
- шельтердечный тип судна со сплошной надстройкой получил большое распространение за рубежом.
Архитектурно-конструктивные типы судов, отличающиеся числом и расположением надстроек
1 — трехостровное судно, 2 — двухостровное, 3 — двухостровное с удлиненным баком, 4 — двухостровное с удлиненным ютом, 5 — одноостровное с баком, 6 — одноостровное с ютом, 7 — со сплошной надстройкой (шельтердечное судно), 8 — гладкопалубное без надстроек, 9 — квартердечное
Характерным признаком, отличающим конструктивный тип судна и присущим всем морским судам, является соответствие осадки, предельно допустимой по Правилам о грузовой марке, той осадке, которая назначена судну при его проектировании и принята в расчетах прочности корпуса. Если проектная осадка соответствует осадке по Правилам, то такое судно называют судном с минимальным надводным бортом или полнонаборным, если же она меньше, то — судном с избыточным надводным бортом.
Архитектурно-конструктивный тип с минимальным надводным бортом характерен для судов, перевозящих относительно тяжелые грузы — лес, зерно, руду, уголь и тому подобное. Суда, предназначенные для перевозки легких грузов, в том числе и шельтердечные, имеют избыточный надводный борт. Суда с минимальным или избыточным надводным бортом могут иметь любые надстройки.
По месту плавания
На основании районов использования небольшие суда бывают:
- Поднадзорные. Требуют обязательной регистрации в инспекции по малогабаритному флоту. Могут отличаться в зависимости от высоты борта, способности эксплуатировать на расстоянии от берега и величины волны. Выделяют 3 мореходных класса:
- 1) борт имеет высоту от 0,25 м и может использовать при волнении до 1 балла с волнами до 0,5 м. Максимальное расстояние эксплуатации – 1 км;
- 2) борт до 0,35 м. Их выпускают в море при 2 баллах и высоте волны до 0,75 м. Удалённость от берега – 3 км;
- 3) минимальная высота борта – 0,6 м. Выходят в море при волнении до 3 баллов и величине волн до 1,25 м. Могут использоваться на расстоянии до 6 км от берега.
- Лодки, не требующие регистрации, преимущественно – это разборные и надувные модели.
По месту плавания
На основании районов использования небольшие суда бывают:
- Поднадзорные. Требуют обязательной регистрации в инспекции по малогабаритному флоту. Могут отличаться в зависимости от высоты борта, способности эксплуатировать на расстоянии от берега и величины волны. Выделяют 3 мореходных класса:
- 1) борт имеет высоту от 0,25 м и может использовать при волнении до 1 балла с волнами до 0,5 м. Максимальное расстояние эксплуатации – 1 км;
- 2) борт до 0,35 м. Их выпускают в море при 2 баллах и высоте волны до 0,75 м. Удалённость от берега – 3 км;
- 3) минимальная высота борта – 0,6 м. Выходят в море при волнении до 3 баллов и величине волн до 1,25 м. Могут использоваться на расстоянии до 6 км от берега.
- Лодки, не требующие регистрации, преимущественно – это разборные и надувные модели.