Спортивно-туристические катамараны
Как и следует из названия, такие каты предназначены для занятий водным туризмом с элементами экстрима. А поскольку судно становится не только транспортом, но и спортивным снарядом, к нему предъявляется множество требований, касающихся буквально всего.
В экстремальном водном туризме имеет значение ткань, из которого сшиты надувные баллоны, их объём, форма, тип рамы, посадка спортсменов и многое другое. Причём мнения водников могут отличаться, так что некоторые характеристики конструкций катамаранов становятся причиной ожесточенных споров.
Особенности
Эти катамараны чаще всего бывают двух- или четырёхместными, поскольку увеличение численности экипажа сказывается на габаритах сплавсредства. Громоздкое судно более устойчивое, но менее маневренное, а жертвовать этим качеством желающих мало.
Большой выбор. Моделей походных катамаранов существует множество. Это затрудняет выбор, но увеличивает шансы приобрести достойное судно.
Форма поплавка. По сравнению с плёсовыми у походных катов изменилась форма поплавка: это уже не «сигара», а так называемый «верблюд». Утолщённые нос и корма вмещают дополнительный запас воздуха, создают своего рода отсек для размещения багажа на баллоне, а также немного защищают гребца от ударов воды.
Палуба. Во время сплава по бурным рекам стелить палубы на судне строго запрещено – пространство между баллонами всегда должно оставаться свободным. Даже запасные вёсла для катамарана крепятся рядом с гондолами, а не по центру рамы. Это нужно для того, чтобы при оверкиле участники экипажа, оказавшиеся под катом, могли беспрепятственно всплыть.
Посадка гребцов. Все суда отличаются продуманной конструкцией сидений, так как при экстремальном сплаве вода перестаёт быть мягкой. Удары катамарана о валы или камни бывают очень сильными, поэтому посадка должна быть такой, при которой катамаранщик надёжно удерживается на месте, но при необходимости может быстро его покинуть.
По этой причине надувные сидушки обычно делаются не съёмными, а вшитыми. По бокам они дополняются лямками (коленными упорами), которые накидываются на колени и затягиваются, фиксируя спортсмена и позволяя ему совершать любые гребки, не боясь выпасть. Эта посадка считается самой популярной, но иногда на реках можно встретить и так называемые «пулемёты», то есть сиденья на треноге, похожей на пулемётную сошку. Они тоже имеют упоры, но не получили распространения из-за более сложного устройства.
Кто производит
Катамараны в СПб шьёт фирма «Тритон», в Москве – «Рафтмастер». Не менее известны новосибирский «Кулик», уфимская «Урал-Экспедиция», пермский «Аква-Спорт», казанская судоверфь «Корвет». Зарубежных производителей мало и почти все они из стран бывшего Советского Союза. Наиболее прославленной является фирма Александра Новикова – белорусские катамараны «Белрафт» уже много лет в топе лучших судов для экстремальных водных походов и соревнований на бурной воде.
У каждой из перечисленных фирм имеется целый ассортимент удачных моделей, и он периодически пополняется новыми разработками. Положительный пример вдохновляет производителей снаряжения в других городах, так что выбор у современных водников уже очень богатый.
Цена зависит от производителя, конструктивных особенностей, использованных материалов и прочих факторов, и начинается с 45 тысяч рублей за новую заводскую «двойку», 70 – за «четвёрку».
Как выбрать
Выбор походного ката – целая наука. При этом знания непременно должны подкрепляться практикой, так как судно, идеально подходящее одному воднику, может категорически не нравиться другому.
Свои требования предъявляют и реки. Для полнорасходных с мощными бочками подойдут более тоннажные суда, а на слаломных маршрутах отлично себя показывают маневренные, лёгкие и скоростные катамараны.
В связи с этим опытные команды нередко имеют несколько плавсредств с разными характеристиками, что позволяет им подготовиться к походу любой сложности.
Где сплавляться
Где угодно, от простых равнинных рек до маршрутов высшей категории сложности. В данной ситуации выбор маршрута для сплава определяется не столько возможностями катамаранов, сколько мастерством экипажей.
Рафт или катамаран?
Между представителями средств для сплавов по водным преградам много общего, но и различия также имеются. Попытаемся разобраться, какие плюсы и минусы есть у рафта по отношению к катамарану.
Первое, самое очевидное и главное различие между двумя плавательными средствами — это способ посадки. Если в рафте участники водного приключения усаживаются полубоком на баллон, при этом их ноги находятся внутри, то при посадке на катамаран любители водного спорта занимают позиции сверху, находясь в коленной позе на специальных надувных подушках. В этом случае их ноги находятся зафиксированными в оборудованных стременах. При нахождении в таком положении ноги, несомненно, начинают затекать и возникает надобность их выпрямить, что можно сделать только во время нахождения на спокойной воде. Здесь очевидное преимущество рафта.
Вторым отличием в двух моделях судов является их вместимость. В катамаран может сесть только чётное количество человек (2, 4 или 6). Обязательно одно место закреплено за инструктором. Но в качестве исключения может быть только вариант с двойкой, когда наличие инструктора не всегда обязательно. В рафте же, даже если он нагружен вещами, можно спокойно разместить до 8 человек, несмотря на то, что главным управляющим в любом случае будет инструктор. Экипаж же будет отвечать за скорость судна. Ещё один показатель, по которому преимущество уверенно берёт на себя рафт.
Третьим показателем станет то, по каким рекам можно передвигаться на рафте и на катамаране. По посадке десятиместный рафт гораздо глубже, нежели катамаран. По этой причине мелководные реки рафту «не подойдут» или же будет масса случаев, когда придётся вытаскивать судно на воду вручную. Ввиду своей неповоротливости рафту сложнее преодолевать узкие пороги с массой поворотов. На катамаране куда приятнее и легче преодолевать подобные препятствия. В виде исключения можно взять одну из моделей рафта, которая относится к категории небольших спортивных судов. Вместимость — шесть человек. Он обладает отличной управляемостью и высокой проходимостью.
Ещё один немаловажный момент, который необходимо рассмотреть — это ощущение спортсменов при прохождении водных препятствий. При преодолении сложных порогов с большими перепадами высот, а также тех, в которых «бочка» явно выражена, большой рафт имеет шансы быть сложенным пополам, а сидящие сверху тут же окажутся в воде. Из-за жёсткой конструкции, специфической посадки и закрепления ног участников водного путешествия в стремени парусный катамаран «проходит» сквозь бочку, но наездники после этого окажутся полностью сырыми.
И последнее, не очень значительное, но всё же отличие в том, что парусный катамаран проще разогнать до высокой скорости, нежели рафт. Это даёт возможность более комфортно себя чувствовать как на спокойной, так и на быстрой воде.
Маневренность
С точки зрения затрат, наличие двух двигателей (по одному на каждый корпус) –фактор, говорящий не в пользу катамаранов. Однако, помимо того, что «запасной» двигатель обеспечивает дополнительную безопасность судна, он также обеспечивает огромное преимущество в маневренности. Ничто так не отталкивает людей от идеи иметь собственное плавсредство, как страх швартовки в ветреную погоду на однокорпуснике с одним двигателем. Моторный катамаран превосходит любой, даже двухмоторный однокорпусник, просто потому, что у катамарана двигатели находятся гораздо дальше друг от друга.
Материалы изготовления
Хорошо показавшим себя материалом для баллонов является ПВХ (поливинилхлорид). Часто купить катамаран ПВХ решают из-за положительных характеристик:
— жесткость и грузоподъемность;
— неприхотливость в уходе (не нуждаются в просушке, не требуют особого ухода);
— высокая износостойкость (защищен от воздействия бензина, соленой воды, не высыхает под палящим солнцем).
Если Вы решаете приобрести катамаран ПВХ, обратите внимание на несколько факторов, влияющих на спектр применения модели и ее цену:
— Размер, от которого будет зависеть доступное количество посадочных мест;
— Форма баллонов. Самая распространенная – сигарообразная, является стандартной. Существует вариант с дополнительными увеличениями на корме и носу. Они более устойчивые и маневренные и предназначаются для спортивных задач;
— Количество слоев: однослойный или двухслойный. Многослойные баллоны прочны и долговечны. Из однослойных аналогов с ними сравнимы только те, что из армированного ПВХ, который является тканью для лодок.
Трубы для крепления чаще всего выполняются из алюминия. Бывают и экземпляры из древесины, встречающиеся у сторонников кустарного изготовления. Это связано с их легкостью и, как следствие, маневренностью судна. С точки зрения надежности разумнее выбрать алюминий. Его прочность и способность противостоять механическому воздействию больше, чем у дерева.
Виды лодок ПВХ
Гребные
Это небольшие по длине судна, рассчитанные на одного-двух человек. Их используют рыболовы для заплыва на середину озера или движения по спокойной реке.
Перемещение осуществляется исключительно веслами, поэтому зона применения имеет ограничения по дистанции. Но на ней можно спуститься и с горной реки, при условии, что там нет крутых и острых порогов (спортивный туризм).
Достоинства:
- доступная стоимость;
- небольшой вес;
- весла в комплекте;
- можно транспортировать в сумке-чехле руками;
- быстро накачивается насосом.
Недостатки:
- малая грузоподъемность;
- может опрокинуться на высоких волнах;
- некуда крепить мотор;
- много моделей без киля.
Моторные
Бывают различных размеров, в которые помещаются от двух до восьми человек. Хвосты баллонов на корме выступают далеко за днище, что дает высокую плавучесть и правильное положение корпуса при максимальных оборотах двигателя.
Мотор крепится на стандартное место-транец. Лодки применяют для морских прогулок, троллинга, водных аттракционов,
Достоинства:
- быстрое передвижение по воде;
- более прочные конструкции по жесткости;
- независимые воздушные отсеки;
- твердый пол;
- имеется киль;
- большой выбор силовых агрегатов по мощности.
Недостатки:
- дорогие;
- много весят;
- длительная сборка всех частей перед использованием.
Моторно-гребные с навесным транцем
Такие лодки отличаются более тупыми формами корпуса, что не позволяет развить большую скорость, но передвижение возможно как весельным способом, там и от лопастей мотора.
Последний крепится на жесткую панель в задней части, но при желании может быть отсоединен и использоваться без силового агрегата. Этот вид имеет широкое применение на рыбалке, охоте или водных прогулках.
Достоинства:
- различные размеры длины;
- достаточная плавучесть;
- оснащаются средними по мощности моторами;
- можно использовать и без двигателя;
- компактные размеры при транспортировке;
- плотная ткань ПВХ.
Недостатки:
- полезное багажное место зависит от диаметра баллонов;
- не пригодны для взаимодействия с мощными моторами.
Что такое катамаран?
Катамаран — это яхта, которая состоит из двух корпусов, соединённых между собой в надводной части. В переводе с тамильского языка (на нем разговаривает большая часть населения Индийского субконтинента) означает «связанные бревна». Такая форма судна пользовалась популярностью еще во II веке до н. э. Катамараны бывают моторные и парусные, а также могут относиться к спортивным — для участия в скоростных регатах, и круизным — для отдыха. Дополнительно в парусных катамаранах устанавливают маломощные двигатели, они рассчитаны только на маневры и небольшие скорости.
Основные отличия катамарана от парусной яхты.
Катамараны устойчивее однокорпусников, и их крен редко превышает 5 градусов. Это огромный плюс, особенно для людей, страдающих морской болезнью. Поскольку катамаран не так восприимчив к волнениям на воде, как однокорпусное судно, на ходу гораздо проще ходить по палубе и внутри катамарана. Для любителей крена в 25 градусов стоит отдать предпочтения парусной яхте. Современные катамараны практически невозможно перевернуть — даже если одна часть корпуса повреждена, вы сможете продолжить идти по маршруту и успешно добраться до ближайшей марины или бухты для ремонта. Также катамараны чрезвычайно маневренны: наличие двух двигателей позволяет развернуть лодку на 360 градусов практически на одном месте.
Также к основным отличиям катамарана от яхты необходимо отнести вместительность и полезную площадь. Благодаря двухкорпусной конструкции он, более вместительный по сравнению с яхтой такой же длины. В вашем распоряжении несколько уборных, просторные каюты, палуба с грилем, камбуз с газовой плитой и многое другое. Все в катамаране создано для вашего комфортного отдыха. Также есть возможность установить сетку-гамак между корпусами над водой в носовой части катамарана и наслаждаться отдыхом, принимать солнечные ванны или лежать на нем ночью и смотреть на звездное небо в обнимку со своей второй половинкой.
Моторные катамараны могут развивать скорость до 30 узлов (55 км/час), что позволяет быстро перемещаться между точками на маршруте. Минусом такого передвижения будет только сумма за потраченное топливо, которое мощные двигатели не жалеют. Парусные катамараны разгоняются до 10−15 узлов в зависимости от погодных условий. Двухкорпусному паруснику проще развить скорость, так как у него меньше площади соприкасается с водой, а из-за небольшой осадки судна на катамаране можно подходить очень близко к берегу в уютных и уединенных бухтах.
Преимущество парусной яхты над катамараном.
Но у парусной яхты тоже есть свои преимущества. Маневренность парусной яхты во время ветра намного лучше катамарана. Если вы путешествуете в маловетреную погоду на катамаране, вам придется включать двигатели, а парусной однокорпусной лодке достаточно легкого ветра, чтобы начать движение.
Также в преимущество можно отнести и стоимость аренды парусной яхты: недельный чартер на паруснике стоит дешевле, чем на катамаране схожей длины, и цены на швартовку значительно ниже.
На парусной яхте можно участвовать как в скоростных регатах, так и спокойно путешествовать с детьми и изучать прибрежные воды и подводный мир.
Парусные однокорпусники менее шумны на волнах: они рассекают воду и удары волн не так слышны.
Следует отметить, что обучение яхтингу, в большинстве случаев, проходит именно на парусных однокорпусных яхтах, так как на них лучше чувствуется яхта, ветер и само управление.
Особенности и преимущества катамарана
Катамаран, в отличие от лодки, имеет специфическую конструкцию: он состоит из двух плавающих частей, соединяющихся между собой рамной конструкцией. Если на туристическом плавсредстве такого типа используется алюминиевая рама, то на фото катамарана для рыбалки можно увидеть раму надувную.
Это значительно уменьшает изделие в весе и обеспечивает удобство переноски и транспортировки в автомобиле. В спущенном состоянии рыболовное средство передвижения по воде можно уместить в небольшом мешке или рюкзаке.
Надувной катамаран для рыбалки намного удобнее и безопаснее лодки, так как имеет большое количество преимуществ:
- Хорошая устойчивость, позволяющая свободно двигаться и нагибаться во время забросов и вытаскивания улова.
- Высокая палуба, недоступная для волны и не требующая вычерпывания воды при обильных осадках.
- Наличие нескольких секций для воздуха, исключающих затопление при повреждении резины.
- Простота сборки. Собрать плавсредство можно в одиночку.
- Компактность. В разобранном виде резиновый или ПВХ катамаран для рыбалки легко умещается в багажнике автомобиля.
- Вместительность. На палубе плавсредства могут уместиться несколько человек.
- Высокая грузоподъемность. Объемные баллоны хорошо держат катамаран на воде и позволяют перемещать на нем тяжелые вещи и снаряжение.
Лучшие недорогие алюминиевые лодки
Какую выбрать алюминиевую лодку бюджетого типа? В основном такие модели отличаются скромной вместительностью, грузоподъемностью, габаритами. Мощных технических эксплуатационных характеристик от них не стоит тоже оижать. По рейтингу положительных отзывов, оптимальным параметрам и экспертным оценкам были отобраны лучшие недорогие модели.
Малютка-Н 3.1м
Среди бюджетных алюминиевых суден хорошие характеристики демонстрирует этот товар отечественного производства. На ее носу можно видеть ручку для удобного перемещения пассажиров внутрь. Если будет потребность, владелец может установить мотор, его мощность не должна превышать 5 лошадиных сил. В комплекте прилагается две комфортные лавки из дерева с водостойким покрытием, пара весел для гребли. Дно также изготовлено из алюминия. Грузоподъемность выдержит 2 человек и вес 210 кг. Монолитный корпус гарантирует надежность, безопасность. Небольшой вес позволяет перевозить на крыше автомобиля.
Достоинства:
- Небольшой вес;
- Недорогой ценник;
- Легкость управления;
- Установка мотора по желанию;
- Монолитный корпус.
Недостатки:
- Неплоская форма дна;
- Неокрашенный корпус.
Легкий вариант для двоих человек позволит путешествовать на небольшие расстояния без волнений о безопасности. Хорошие оценки получила конструкция, габариты, цена. Отрицательные отклики касались внешнего вида, точнее отсутствия покраски металла.
Охотник 250
При создании этого агрегата разработчик постарался усовершенствовать статическую остойчивость, благодаря чему можно полноценно использовать внутреннее пространство судна. Речь идет о плоскодонной форме, которая справится с глиссированием на спокойной поверхности воды и при волне до 0.5 м. Удаляться от берега разрешено на 500 м. Отличительная особенность Охотника 250 – небольшой вес всего 40 кг, компактность, что гарантирует ее легкую транспортировку. Возможно использование экономичных моторов с мощностью 2.5 лошадиных силы. Внутри может расположиться до 2 человек, максимальный вес груза, которые выдержит агрегат – 180 кг.
Достоинства:
- Низкий ценник;
- Стандартная комплектация;
- Легкий вес;
- Небольшая длина;
- Допустимость установки мотора.
Недостатки:
- Небольшая проходимость по водоему;
- Попадания брызг на волнах.
Неплохой вариант для новичков в рыбалке и любителей. Далеко на ней не уплывешь, даже если поставить мотор. Но за свои деньги это хорошее предложение. Незначительными минусами считается вероятность забрызгивания, а также небольшое расстояние, которое она может проходить.
Описание и особенности
Основным отличием катамарана от обычной моторной яхты является наличие двух корпусов. Благодаря этому основная подъемная сила такого судна концентрируется не в центре, а по бокам, что делает его более остойчивым. Удачно сконструированный мост (соединяющий две части) позволяет брызгам при быстром движении уходить под него, что, в свою очередь, увеличивает скорость судна.
Также нужно упомянуть, что внутреннее пространство катамарана значительно больше, чем у обычного однокорпусного варианта. Кроме того, можно отметить более рациональное использование носовой части, так как судно к носу не зауживается.
Следующее, на что можно обратить внимание, это маневренность, которой обладает катамаран. Моторный катер, особенно в ветреную погоду, развернуть не так просто
Благодаря паре двигателей по сторонам широкой кормы, катамаран можно развернуть практически на месте.
Однако наличие двух двигателей — это не только дополнительный, «запасной» вариант. Это удар по экономичности. Но данный минус также является и плюсом. Большой катамаран-паром способен развивать скорость свыше 20 узлов, чего просто нереально достичь на однокорпуснике. Следует отметить, что при этом загрузка судна практически не имеет значения.
Владельцы катеров знают, что для подъема на берег судну потребуется стойка-тележка определенной формы. Катамаран можно просто поставить на блоки. Наличие двух корпусов будет достаточно устойчивой опорой.
Катамараны в наши дни
Скоростной паром фирмы Speed Ferries в порту Дувра Катамараны уже достаточно активно используются в качестве пассажирских судов в закрытых морях на не очень больших расстояниях (например, на Средиземном море). Здесь они становятся конкурентом авиации.
В последние годы появились так называемые яхты-катамараны из алюминия, морской стали и композитных материалов. Данные катамараны делят на две категории — серийные и в единственном экземпляре, так называемые супер- и мегакатамараны, которые строят по индивидуальным решениям и с полной индивидуальной комплектацией, что позволяет отнести их к категории люкс. Большинство яхт-катамаранов являются парусно-моторными, что способствует защите окружающей среды и экономии энергии.
HSV-1Joint Venture , большой опытный, скоростной военный катамаран постройки Incat.
Гоночная моторная лодка-катамаран (Гран-при США, 2006)
В водно-моторном спорте катамаранная форма также является наиболее распространённой, позволяя создавать высокоскоростные лодки, развивающие скорости до 250 км/ч и выше, как например катера водномоторной Формулы 1, или морские катера Класса 1. Так называемая туннельная катамаранная схема позволяет реализовать принцип динамической воздушной подушки, весьма существенный на таких скоростях — соединительному мосту придаётся аэродинамический крыльевой профиль, создающий под днищем повышенное давление и подъёмную силу, которая увеличивается тем, что воздух дополнительно запирается с боков корпусами, снизу водной поверхностью, а спереди — набегающим воздушным потоком. Образующаяся воздушная подушка позволяет поднимать корпуса из воды, уменьшая сопротивление, так что катера касаются воды лишь винтами и задними концами поплавков.
Примечания
- Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. — СПб.: Норинт, 1998.
Древний Восток Египетская папирусная лодка • Египетский торговый корабль • Финикийское торговое судно • Финикийская бирема Древняя Греция Гексера • Гоплитагагос • Гиппагагос • Октера • Пентеконтера • Септера • Триаконтера • Триера • Эннера Древний Рим Актуария • Бирема • Децимрема • Квадрирема • Квинкверема • Либурна • Римский торговый корабль • Судно этрусков • Трирема • Унирема Средние века и эпоха великих географических открытий Средиземное море Барбарский корабль • Венецианская каракка • Галеон • Генуэзский торговый корабль • Дромон • Каракка • Каравелла • Каторга • Неф • Чайка Северная Европа Гукор • Драккар • Кнорр • Когг • Струг • Ладья • Фламандская каракка • Шнека Ближний Восток Бум • Гей-бао • Зарука • Доу Новый Свет Каяк • Пирога Дальний Восток Гуари • Китайская джонка • Кобуксон • Японская джонка • Катамаран • Проа Век паруса Линия баталии Линейный корабль • Фрегат Вспомогательные Бомбардирский корабль • Бомбардирский катер • Бот • Брандер • Бриг • Гекбот • Гукор • Кеч • Корвет • Куттер • Люгер • Пакетбот • Пинас • Пинк • Прам • Тендер • Шлюп • Шнява • Шхуна • Яхта Парусно-гребные Акат • Баркас • Галеас • Галиот • Галера • Гичка • Кайка • Кирлангич • Кочерма • Лансон • Пинас • Пинк • Скампавея • Турума • Шебека • Шкут Торговые и грузовые суда Аак • Багала • Балтийский кеч • Барк • Барка • Баркентина • Байдак • Бригантина • Билландер • Габара • Галеон • Йект • Карбас • Коф • Коч • Краер • Лихтер • Мокшан • Пинас • Пинк • Полакр • Сайк • Саколева • Самбук • Скафо • Скиф • Скуче • Требака • Тьялк • Фелука • Флейт • Чектырме • Шаланда • Шмак • Шхуна Промысловые Гукер-яхта • Йол • Доггер • Мулета • Рыбница • Тартана • Фиш-гукер • Шаланда • Шхуна Век пара Парусные Бостонский китобоец • Винджаммер • Клипер • Лорча (Бедар • Пинас) Парусно-паровые Броненосец • Клипер • Пароходофрегат Промысловые Китобойное судно Новейшее время Яхты и прочие Крейсерская яхта • Катамаран • Тримаран • Пентамаран • Дайнариг
Бортовые системы
- Устройство яхт включает комплекс систем, главная задача которых – обеспечение безопасной и полноценной работы судна. Бортовые системы включают:
- Систему безопасности. Отвечает за оповещение о бедствии и спасение членов экипажа.
- Систему электропитания. Электрическая мощность обеспечивается батареями, которые заряжаются генератором переменного тока с приводом от двигателя.
- Водяную систему. Отвечает за обеспечение водой гальюна и камбуза, а также охлаждение двигателя, запас питьевой и пресной воды.
- Также выделяют навигационную, топливную систему, систему плавания и др.
- В современных яхтах используется различное коммуникационное оборудование: приборы, предоставляющие информацию о скорости ветра (анемометры), ориентации (компас), глубине воды (эхолоты).
- Навигационная электроника – GPS и картплоттеры (морские навигаторы, определяют местоположение яхты) радары (определяют положение берега и других судов поблизости.
Что же выбрать?
Как и в любом спорте, в сплаве по воде большую роль играет выбор инвентаря, который будет использоваться. Различают несколько видов: рафт, катамаран и байдарка.
Рафт представляет собой, в общих чертах, большую надувную лодку. Что интересно, переведя название с английского, слово «рафт» означает «плот». Так называемый плот изготовлен из высокопрочных тканей, которые выдерживают большие нагрузки на растяжение и разрыв. Бывают модели, когда днище отдельно пришнуровывается к корпусу рафта и это способствует тому, что при прохождении речного порога вода, попавшая в рафт, самостоятельно выходит. Высота и размер баллонов обеспечивают «плоту» высокую плавучесть и непотопляемость. Всё это способствует более лёгкому прохождению серьёзных порогов и преград. Рафты могут быть десятиместные и спортивные шестиместные.
Надувной катамаран на сегодняшний день является самым популярным плавательным средством для «путешествий» по воде. А ведь в общем большинстве люди понимают, что катамаран — это небольшая лодочка с педалями, крутя которые можно отлично провести время в приятной компании на воде. Но на самом деле всё немного иначе. Катамаран представляет собой два больших воздушных баллона, соединённых между собой крепкой жёсткой рамой. Внешняя оболочка воздушных баллонов выполнена из прочного водоотталкивающего материала (поливинилхлорид, авизент). Основное предназначение оболочки — поддерживать форму внутреннего баллона и защищать его от повреждений. Материал внутренней оболочки — это, как правило, любой из материалов, сдерживающий и не пропускающий газ. Внутри баллон имеет интересную конструкцию: он разделен на секции. В случае повреждения одной секции воздух выйдет только из неё, другие останутся целые и катамаран останется на плаву. Лёгкость и быстроту разборки для рамы обеспечивает её конструкция. Это чаще всего алюминиевые трубки, соединяющиеся между собой. На раму дополнительно можно натягивать сетку или прочную ткань, что впоследствии может послужить плотом для перевозки людей или грузов. Даже если катамаран перевернулся, его можно вернуть в исходное положение, перевернув обратно.
Надувные катамараны могут быть разной вместимости: шести-, двух- и четырёхместные. В спортивных мероприятиях обычно используются лёгкие четырёхместные надувные катамараны и так называемые двойки. Для водных походов, которые могут затянуться на длительное время, большим спросом пользуются шестиместные катамараны. Во время прохождения препятствий спортсмены принимают коленное положение и фиксируют ноги. Для этого на катамаране есть надувные сидения. Если возникает какой-то аварийный случай, то на корпусе катамарана предусмотрены ручки. Плывя рядом в воде, за них можно держаться, а также использовать их при переноске катамарана по суше. Целый катамаран непотопляем, и залить водой его невозможно. У него нет пола, где могла бы собираться вода.
Для большей манёвренности, повышенной скорости и независимости от скорости течения воды было предложено использовать парусные катамараны. Это тот же катамаран, только с немного усиленной рамой, на который устанавливался парус. Именно парусный катамаран принято использовать в современных международных спортивных соревнованиях.
Помимо рафта и катамарана, для сплавов по воде также используют байдарки или, как их ещё называют, каяки. Это лёгкие лодки, использующиеся в водном спорте и туризме. Сама по себе байдарка очень лёгкая и манёвренная, в воде сидит мелко, что способствует лучшему прохождению препятствий.
Остойчивость
По сравнению с однокорпусным судном, где подъемная сила выталкивающая корпус из воды концентрируется в середине, двойной корпус катамарана имеет подъемную силу, распределенную по краям судна, что обеспечивает большую его остойчивость. Конечно, существуют очень широкие однокорпусные суда, и управлять ими – одно удовольствие. Однако, их большая площадь соприкосновения с водой увеличивает сопротивление среды, что в свою очередь увеличивает расход топлива. Также, более «плоская» килеватость широкого корпуса ухудшает его качества на волнах.
Начиная движение, хорошо спроектированный катамаран, независимо от того, имеет ли он глиссирующий, водоизмещающий или переходный тип корпуса, обеспечивает гораздо более плавное и устойчивое движение, по сравнению с обычным однокорпусником. (Примечание: Те однокорпусники, что обладают большим весом или сильно заужены, могут обеспечивать очень ровный ход, но такие факторы, как чрезмерное раскачивание, сводят преимущества к нулю).
На скорости катамаран приподнимается, под ним создается подушка за счет потока воздуха и брызг, проходящих между корпусами. Большая остойчивость катамаранов создает дополнительный комфорт при приготовлении пищи, в плаваньях на большие расстояния и позволяет хорошо высыпаться.