КАКИЕ БЫВАЮТ КАЙТЫ
Времена, когда кайтсерфинг был сложным и опасным спортом, давно прошли. Современное оборудование стало предсказуемым, безопасным и удобным в эксплуатации, то есть, грубо говоря, купить откровенную лажу сегодня практически невозможно. Однако не все кайты одинаково подходят новичкам из-за особенностей конструкции, которые созданы для специальных условий и задач.
По форме все купола делятся на три большие группы:
- С-тип, или «цэхи» — шустрые, спортивные, с узким ветровым диапазоном и очень быстрой реакцией. Используются в основном для профессионального фристайла.
- Bow — тяговитые, более медленные, чем «цэхи», что актуально в гонках.
- Гибриды — универсальная форма, переходная от боу-кайтов к С-shape. Могут быть ближе к одной или второй, что и определяет их ключевые характеристики.
Вот именно гибриды — это то, что нужно новичкам, причем для начала — варианты, приближенные к боу-кайтам. Можно сказать, это учебные кайты, однако на них же тренируют прыжки и катаются вплоть до профессионального уровня, тем более что у большинства моделей есть настройки, меняющие лётные характеристики.
Кроме того, существуют еще парафойлы — кайты без баллонов. Их преимущества — малый вес и сильная тяга, однако на воде они используются только для гонок или в очень слабый ветер, так как перезапустить их после падения нельзя. В основном парафойлы предназначены для зимнего кайтинга.
Мечта об умном термоанемометре
Был у нас на работе один адок из рубрики “админам жарко, а бухгалтерам дует”…
Ростелеком, только переехали в новый офис в ComCity, огромные опенспейсы и сплошные окна без форточек. Плюс стандартная болезнь открытого пространства – на большое помещение всего один вентканал с кучей выходов.
Летом, в жару включается централизованная система кондиционирования и увлажнения, и начинается… Самые первые в цепочке отправляются на Северный полюс (или на Южный, к пингвинам в общем и снеговику Олафу). Последние продолжают изнывать в сухой и жаркой Африке. Катаклизма неизбежно приводит к войне за крутилку кондиционера, которую мудрые инженеры предусмотрительно отключили.
Регламент климатической демилитаризации предписывает на такой случай вызывать билдинг-менеджеров. Инженеры-климатологи проводят замеры температуры и скорости воздуха на каждом участке воздуховода, регулируют поток и наступает благоденствие. Впрочем, длится оно не долго. Как только аналогичная процедура настройки проводится в соседнем опенспейсе – в нашем помещении все тут же идет в разнос. Составляется новая заявка. И так по кругу.
Кончается тем, что озверевшие от постоянной беготни и волн негатива билдинг-менеджеры просто игнорируют проведение измерений. По заявке приходит инженер с анемометром, делает замер, и говорит, мол, ребята, у Вас все нормально, вы не шахтеры, а белые воротнички, расслабьтесь, работайте. Доказать ему что-то сложно – перед тобой сертифицированный оператор измерительного оборудования и вообще эксперт.
Приблизительно в таких нечеловеческих муках родилась мечта о сборке собственного arduino-анемометра. Можно, конечно, купить готовое устройство, но для айтишника это “беспонтово”. Кроме того, на умную железку можно (в теории) повесить логирование, сбор данных по расписанию, управление умным домом и запуск кота в космос. “Ардуино, и ни в чем себе не отказывай”.
С тех пор прошло 6 лет. Работодатель остался в прошлом. Бизнес-центр скорее всего также перестал высушивать и отмораживать арендаторов. Но мечта жила.
Мы продолжаем рубрику “сенсорика для самых маленьких инженеров”. И в настоящей статье представим подробную инструкцию по сборке собственного термоанемометра. Грейте паяльники, открывайте Arduino IDE, поехали!
Подвиды надувных
Надувные паруса также различаются по форме и области применения. Форма устройств в основном зависит от того, каким образом на нём располагаются стропы.
Выделяют следующие разновидности надувных кайтов:
Особенностью куполов С-типа является то, что у него нет промежуточной расстроповки. Стропы в таком устройстве крепятся исключительно к «ушам» купола. Из-за этого такие паруса рекомендуется покупать профессионалам. Ведь считается, что они сложны в управлении.
Однако бывалые спортсмены утверждают, что современный С-тип доставляет хлопоты лишь при перезапуске, а в остальном не уступает в характеристиках аналогам. Поэтому покупать его можно уже после одного сезона езды.
Правда, встретить такой продукт непросто. Намного шире на рынке представлены обычные арочные купола.
Арочный
У таких снарядов есть промежуточная расстроповка, делающая устройство более манёвренным и послушным. Оно считается намного более простым в управлении, чем С-тип, однако бывалые спортсмены имеют на этот счёт своё мнение.
Профессионалы говорят, что если вы дилетант, который задался вопросом о том, как подобрать кайт, не спешите приобретать сразу арочный вид этого изделия. Он действительно послушней. Однако новичку, пока неумело обращающемуся с летающим парусом, эта послушность может, наоборот, помешать.
Такой снаряд отлично подойдёт для фристайла.
Bow-кайт
Тот, кто хорошо знает английский язык, наверняка вспомнил, что bow переводится как «лук для стрельбы». Надувной снаряд, носящий такое название, действительно по форме напоминает это устройство.
Форму лука парусу придаёт крепление строп к переднему баллону. Такой вид кайта отлично подходит для катания практически при любом ветре. Он превосходно подходит и новичку, приобретающему свой первый снаряд, и профессионалу, вынужденному кататься при слабых ветрах.
Гибрид
Гибрид совмещает в себе свойства С-типа и bow. У него сильно изогнутая форма, напоминающая форму устройства, в котором стропы крепятся исключительно к «ушам». Однако к переднему баллону устройства также протянуты верёвки, что делает его похожим на bow.
Также считается одним из самых комфортных снарядов для всех стилей катания и для любых спортсменов. Может стать первым устройством кайтера, неумело обращающегося со стропами, или верным «другом» профессионала, умеющего правильно настраивать парус и выполнять трюки.
Такой вид устройства часто используется в соревнованиях.
Дельта
Своё название этот снаряд получил также благодаря своей форме. Он напоминает букву D.
Такое устройство чем-то похоже на гибрид. Только у него сильнее выгнута передняя планка, а задняя, наоборот, прямее.
Главная отличительная особенность этого снаряда — отличный повторный старт с водной глади. А по стилю управления он практически неотличим от предыдущих двух типов. Поэтому подходит и опытным кайтерам, и новичкам.
Подбирать парус следует исходя из того, как вы будете на нём кататься, где собираетесь проводить отпуск и какой уровень подготовки имеете. Трезво оценивайте свои силы и выбирайте снаряд той формы, которая поможет вам скользить уверенно.
Однако не только перечисленные показатели являются фундаментом выбора снаряда. Индивидуальные особенности спортсмена также должны учитываться при покупке устройства.
Схема подключения анемометра
Диоды Шоттки выбраны из-за того, что скорость вращения крыльчатки, в обычных условиях (если нет урагана) не очень велика. При скорости ветра около 6 м/с, на выходе прибора появляется напряжение около 0,5 В. В таких условиях рационально минимизировать потери на всех элементах схемы. По этой же причине в качестве соединительных проводов используются проводники избыточно большого сечения.
К выводам выпрямителя можно подключить любой вольтметр постоянного тока на 2 В. С его ролью отлично справляется мультиметр. Хотя использование отдельного стрелочного прибора позволяет непосредственно градуировать шкалу в скорости ветра.
Так как устройство планировалось эксплуатировать на улице диодный мост был залит в эпоксидную смолу. Как оказалось конденсатор был взят избыточно емкий так, что быстрые перепады напряжения и соответственно, порывы ветра прибор зафиксировать не может. Автор обзора Denev.
КАК ПОЯВИЛСЯ ВИНДСЕРФИНГ?
Вопрос о происхождении виндсерфинга очень спорный. По одной из версий виндсерфинг создал своими руками двенадцатилетний английский подросток – Питер Чилверс (Peter Chilvers). Однако, есть и другие версии возникновения парусной доски.
Распространено мнение, основоположником этого экстремального водного вида спорта стал что Ньюман Дарби (Newman Darby) в 60-х годах, и именно ему принадлежит идея закрепить парус для виндсерфинга на доску. Первый макет был даже опубликован в августовском номере журнала Popular Science. Спустя время он создал компанию Darby Industries – именно под этим брендом появилась первая доска для виндсерфинга. Однако, к сожалению, его оборудование для виндсерфинга не нашло популярности.
Следующая история о том, как возник виндсерфинг связана с калифорнийским авиационным инженером по имени Джим Дрейк (Jim Drake) и его другом Хойли Швайцергом (Hoyle Schweitzer). Как говорят, Джим объединил доску для виндсерфинга с треугольным парусом собственного дизайна, а Швайцер помог продвинуть эту идею в массы. Их оборудование для виндсерфинга получило название Baja Boards.
Само название «виндсерфинг» придумал продавец из Сиетла, взявшийся за продажу нового оборудования и предлагавший всем желающим купить виндсерфинг б/у. Именно так виндсерфинг стал бизнесом.
В 1968 году Дрейк и Хойли запатентовали изобретение, а в 1971 году и патент на «виндсерфер». Через два года Швейцер полностью выкупил все права, но ему не удалось организовать в США массовое производство, чтобы обучение виндсерфингу стало доступным и он решил переместить его в Европу. Там он встретил датчанина Тена Кейта, который раньше занимался производством текстиля. В 1973 году они вместе открыли первый завод и виндсерфинг магазин в Голландии. Но на этом их вклад в виндсерфинг не закончился. Швайнер не останавливался в своем желании технически усовершенствовать виндсерфинг своими руками, он стремился максимально удешевить производство досок, парусов и другого оборудования.
Тем временем, небольшие компании тоже решили производить оборудование для виндсерфинга. В 80-х годах Швайцер подал в суд иск о нарушении своих прав на патент, но проиграл в пользу компании производителя досок Мистраль (Mistral), которая предоставила проекты доски Дарби, созданные задолго до того, как был выдан патент Швейцер. Их доски даже спустя 40 лет продаются практически во всех специализированных магазинах, например в марабу магазин виндсерфинга.
То время вошло в историю как патентная война в Америке и Европе за виндсерфинг купить который было уже довольно просто. Компания Швейцера называлась «windsurfer», а конкуренты использовали для англоязычной аудитории название «sail board», что переводится как парусная доска.
Спустя некоторое время модель «windsurfer» была снята с производство, а название стало нарицательным. Сегодня Дарби и Швейцер перестали быть конкурентами: первый возглавил компанию Windsurfing International, а второй производит парус для виндсерфинга ручной работы.
УСЛОВИЯ
Практически на всех спотах, где есть виндсерфинг, присутствует и кайтинг, потому что главное для них — ветер и вода. Поскольку устройство кайта требует больше места для занятий (стропы 25 метров), то существует такое разделение — кайтеры катаются ниже по ветру, чтобы в случае чего не мешать серферам. Однако на продвинутых спотах такая градация соблюдается не очень строго, и нередко они рассекают вместе.
В принципе, по акватории для катания особых отличий нет. Что касается силы ветра — для обучения на серфе его может практически не быть, а вот опытные райдеры предпочитают кататься когда дует хотя бы 10 м/сек и более — в слабый ветер прогрессировать довольно сложно, да и кайфа от каталки не много. У кайта ветровой диапазон начинается от 5 м/сек (часто зависит не только от снаряжения, но и от того, сколько весит райдер). Верхний комфортный предел — около 15-17 м/сек (у серферов он выше). Однако везде есть отчаянные (в хорошем смысле этого слова), которые выходят на воду в штормовую погоду, а это может быть и 20м/сек, и более.
Новый или старый?
Часто новички, покупая свой первый купол, стараются сэкономить максимальную сумму денег. Поэтому часто ищут объявления о продаже снарядов на досках объявлений.
Они считают, что сначала поучатся кататься на слегка «уставшем» устройстве, а затем, когда достигнут мастерства, «пересядут» на новое, индивидуально подобранное.
Профессионалы же с иронией относятся к такому подходу. В действительности, если устройство уже на ладан дышит, научиться хорошо кататься с его помощью не получится.
Если уж вы всё-таки решили покупать устройство с рук, приобретайте только «свежий» продукт, на котором катались не больше сезона. И не забывайте при этом, что форма и тип купола должны подходить не только к тому стилю катания, которому вы собираетесь учиться, но и к вашим индивидуальным характеристикам: весу и опыту катания.
Если вы правильно подберёте свой первый летающий парус, вскоре уже сможете умело кататься на доске при помощи этого устройства. Получив первые эмоции от успешного катания, вы поймёте, что не зря потратили время на подбор идеального снаряда.
Если вы не хотите тратить деньги на дорогостоящие покупные модели воздушных змеев для занятия кайтсёрфингом, то можете собрать себе этот вид снаряжения собственноручно, следуя советам настоящей статьи.
Большинство неисправностей кайта можно устранить самостоятельно. Учимся ремонтировать снаряд.
Как подобрать велосипед по росту ребёнка? От чего зависят параметры выбираемого велосипеда, стоит ли приобретать велосипед на вырост, как примерить велосипед и понять, что выбор сделан верно.
Установка анемометра
Анемометр лучше установить на длинный шест вдали от построек или на крышу дома. При монтаже продумываем все действия, готовим инструмент и крепежный материал. Полезно провести установку шеста без анемометра, сделать крепежные отверстия и отверстия для проходки кабеля. Закрепляем анемометр на шесте и аккуратно монтируем конструкцию. Пропускаем кабель внутрь здания и подключаем велокомпьютер.
В каждом простом велокомпьютере есть опции по замеру максимальной скорости, средней скорости за весь пробег, средней скорости за заданный период. Использование этих опций позволит замерить в месте установки анемометра максимальную скорость ветра, среднюю скорость ветра за период и за всё время его работы. Фрагмент работы самодельного анемометра показан на видео.
Самодельный анемометр sekret-mastera.ru своими руками
Watch this video on YouTube
ОБУЧЕНИЕ
Кажется, что научиться виндсерфингу просто — встал да поехал. И действительно все едут с первого же урока — учебная доска большая, и стоять на ней не сложно. Быстрый результат — огромный плюс, особенно когда видишь в кайт-школе курсы по 6, 9 и более часов, за которые тебе к тому же не обещают, что ты сразу поедешь. Но здесь все не так просто:
виндсерф | кайт |
Первые шаги даются легко | Требуется от 6 часов, чтобы хоть попробовать встать на доску |
Почти нет психологических барьеров — в случае чего просто бросил парус и спрыгнул с доски | Поначалу сложно привыкнуть к тому, что к тебе что-то привязано и это что-то обладает огромной силой |
Не требуется много места на споте | Нужна достаточно большая акватория, чтобы никого не зацепить 25-метровыми стропами |
Можно учиться на глубине | Нужна акватория глубиной по пояс, иначе конечно можно, но очень сложно |
Начинать можно практически без ветра (почувствовать баланс, парус, стойку) | Даже для занятий с тренировочным кайтом надо минимум 4-5 м/с |
По этой сравнительной таблице кажется, что виндсерф легче, но, пожалуй, только в обучении. На кайте учишься и учишься, бьешься об воду, борешься в доской, и, бывает, за неделю так и не ощутишь волшебного чувства скольжения по воде. Но кайтеры разучивают прыжки уже через пару месяцев плотной каталки, выходят в море и в целом начинают делать сложные элементы. А вообще в обоих видах спорта все зависит в первую очередь от проведенного на воде времени, вашей целеустремленности и упорства.