Нанесение уколов (ударов)
В фехтовании на рапирах и шпагах действительными засчитываются только уколы, наносимые острием клинка. В фехтовании на саблях действительными засчитываются уколы, наносимые острием клинка, и удары, наносимые всем лезвием и частью обуха клинка.
В фехтовании существуют строгие правила ведения боя. На каждую атаку соперника фехтовальщик должен отвечать защитой (отбивом), и лишь в этом случае возможен дальнейший ответ, после которого соперник уже не может продолжать атаку. Если фехтовальщик защищается не отбивом, а контратакой, то последняя засчитывается только в том случае, если она проведена перехватом клиника соперника в линии атаки или останавливающими уколами и ударами в темп. Темп-промежуток времени, необходимый фехтовальщику для выполнения одного простого движения, или обобщенная форма времени, определяющая опережение укола (удара). Если фехтовальщики наносят друг другу уколы одновременно, то старший судья выносит решение о том, была ли это обоюдная атака, или кто-то был тактически прав. В случае обоюдной атаки уколы (удары), нанесенные обоими спортсменами, аннулируются. Во втором случае судья засчитывает укол спортсмена, который был тактически прав. Лишь в фехтовании на шпагах одновременные уколы (с разницей менее 1/25 сек) засчитываются обоим фехтовальщикам.
Атака
Против пассивных соперников используются основные атаки. Для отражения атаки наряду с уклонениями используются прежде всего защиты (защиты оружием). Непосредственно после удачно проведенной защиты следуют ответные атаки (рипост). Если после удачной защиты не следует рипост, то атакующий спортсмен может после неудавшейся первой атаки перейти к продолжению атаки. Но может возникнуть и такая ситуация, когда обороняющийся спортсмен должен прибегнуть к контратакующим действиям. Это происходит в тех случаях, когда атака выполнена неверно, медленно или когда соперник разгадал намерения атакующего фехтовальщика.
Ложная атака
Хорошие фехтовальщики всячески маскируют свои атаки и наносят уколы переводом, когда соперник, введенный в заблуждение с помощью финтов, выполняет соответствующую защиту (ложная атака), или вызывают соперника с помощью ложной атаки на защиту-ответ или на контратаку, чтобы с помощью собственной защиты-ответа или контратаки нанести ему укол (атака второго намерения).
Для овладения тактикой фехтования необходима специальная подготовка, постоянное совершенствование психических качеств спортсмена в тесной связи с технической подготовкой. Чем большим количеством технических навыков обладает спортсмен, тем разнообразнее и неожиданнее для соперника могут быть его действия. Необходимый опыт добывается в процессе тренировок с различными партнерами и благодаря большой соревновательной практике.
В чем особенность шпаги?
Шпага — это, возможно, исторически более важное оружие, нежели рапира или сабля. Например, рапира была придумана именно для обучения фехтовальщиков — шпагу облегчили раза в полтора, и для предотвращения травм ограничили площадь тела, куда надо бить.. То есть, рапира произошла от шпаги
Это тоже колющее оружие весом до 770 г. И правила фехтования здесь одинаковые — запрещены рубящие действия. Но по сравнению со соревнованиями по рапире есть два важнейших отличия:
То есть, рапира произошла от шпаги. Это тоже колющее оружие весом до 770 г. И правила фехтования здесь одинаковые — запрещены рубящие действия. Но по сравнению со соревнованиями по рапире есть два важнейших отличия:
- колоть можно в любую часть тела, кроме затылка;
- отсутствует правило приоритета. Кто раньше совершил укол, тому судьи и присуждают очко.
Естественно, что в таких условиях в шпаге защитная тактика куда более важна, чем в рапире и саблях, и из-за этого и матчи проходят длиннее. Однако нейтральным зрителям, впервые включившим фехтование, это будет самый понятный вид «сражения».
Чем полезно спортивное фехтование
Занятия спортом благоприятны для здоровья. Фехтование не исключение. Поединки на шпагах, рапирах или саблях полезны следующим:
- Тренируются все группы мышц, подтягивается фигура человека.
- Развивается скорость реакции, координации, ловкости, выносливости, внимания.
- Начинают хорошо функционировать сердечно-сосудистая и дыхательная системы.
- Благодаря циклической и динамической работе организм сбрасывает балласт в виде лишних жировых отложений.
- Развивается способность быстро принимать решения в сложных положениях.
Внимание! Фехтование можно назвать бесконтактным единоборством, отсюда и его плюс: исключаются серьёзные травмы как в других видах спорта, например, боксе
Особенности исторического фехтования
Историческое фехтование коренным образом отличается от фехтования, пропагандируемого сегодня в мире. На данный момент есть три основных вида фехтования на холодном оружии.
- Спортивное фехтование (на шпагах, рапирах, саблях).
- Японское фехтование (техника владения мечом).
- Театральное фехтование (систематизированное в книге театрального фехтования Коха).
На протяжении многих лет различные военно–исторические клубы развивали историческое фехтование, опираясь на три вышеуказанные технические школы. Начиная четыре года назад реконструкцию исторического фехтования, мы поочередно перебрали все три школы и были вынуждены отказаться от них.
Особенности исторического фехтования состоят в том, что:
- воин защищен качественным доспехом;
- поразить противника одним ударом нереально;
- вес доспеха 35 кг минимум;
- меч средневековья не предназначен для прорезания доспеха.
Исходя из этих критериев и опираясь на летописные повествования, нами стала разрабатываться техника боевого исторического фехтования. Начиная с простых рубящих ударов, в технику исторического фехтования вскоре вписалось богатейшее разнообразие приемов и финтов.
Стали проводиться спарринги по фехтованию.
- Бои проводятся без остановки после попадания, так как в реальном бою доспех сдерживал удары и позволял пропустить несколько поражающих жестких ударов и, практически, позволял вообще не обращать внимания на скользящие удары.
- Бои проводятся без ограничения по времени, так как
- воин должен был уметь экономить силы в тяжелом доспехе (мы знаем по летописям, что битвы шли с утра до вечера, значит воин средневековья должен был фехтовать около часа подряд);
- победа воина зависела от нанесения нескольких жестких проламывающих ударов, направленных на поражение внутренних органов (Поэтому кто быстрее наберет положенное число очков, тот и является победителем).
- Бои проходят на исторической площадке (ристалище), представляющей собой квадрат 8х8 метров, что позволяет строить тактические комбинации, исходя не только из линейного поединка.
- Разнообразие видов оружия и защитного снаряжения позволяет моделировать различные варианты фехтовальных категорий, таких как щит–меч, меч, щит–копье, щит–топор, копье и т.д.
- Основным базовым видом исторического фехтования является категория щит–меч, так как именно в этой категории заложена, практически вся самобытная техника фехтовальщиков средневековья.
Примером явилось изучение фехтования в группах. Спортсмены, овладевшие категорией щит–меч смогли очень быстро реализовать себя с другими видами оружия.
Возьмем за основной вид категорию щит–меч и рассмотрим ее технико–тактическую базу.
Устройство пола для тренировок и соревнований
Для тренировок используют залы с матовым деревянным покрытием, которое исключает скольжение. Для соревнований выкладывают специальную дорожку из линолеума или другого похожего материала. Она имеет форму прямоугольника.
Фото 3. Тренировка по фехтованию. Проходит в специальном зале, на полу которого деревянное покрытие.
Если фехтование проводится на шпагах и рапирах с электрическими фиксаторами, дорожка изготавливается из медного покрытия, которое, в свою очередь, заземляется, чтобы уколы и удары об площадку не фиксировались.
Разметка
Стандартный размер дорожки для всех видов оружия составляет в ширине от 1,8 до 2 м, а в длине — 12 м для рапир и 18 метров для сабли и шпаги. Однако обычно все соревнования проводятся на дорожках 14 м в длину из практических соображений.
Перед состязаниями делают замеры площадки и обозначают её границы с каждой стороны.
Внимание! В качестве меры безопасности от концов дорожек идёт свободное место для пробега, длина которого составляет обычно 1,5—2 метра
Можно ли заходить за линию разметки
Спортсменам запрещается заходить за разметку. При фехтовании на рапирах, если участник заступил за линию, то возвращается на дорожку, на 1 метр от границы, которая ближе к нему. В турнире на шпагах это расстояние составляет 2 м, а на саблях — 5 метра. При этом атлету, который нарушил правило, засчитывается штрафной укол.
Места для нанесения резаных ран
Клинком можно нанести различные удары. Рассмотрим наиболее опасные места для резанного ранения:
- A – обильное кровотечение вызывает поражение височной артерии;
- B – в этом месте можно повредить сонную артерию и ярёменную вену. Обильное кровотечение – гарантированно. Повреждение сонной артерии несёт за собой потерю сознания через 5-15 секунд;
- C – ограничение плечевого сустава произойдёт при поражении трапециевидной мышцы;
- D – в этом месте можно поразить головную вену, что вызовет обильное кровотечение;
- E – поражение головной мышцы вызовет надрез дельтовидной мышцы;
- F – ограничение движения руки и обильное кровотечение вызовет надрез двуглавой мышцы;
- G – потеря контроля над предплечьем получится после надреза внутренней части локтевого сустава;
- H – повреждение вен вызовет кровотечение заливающее глаза противника;
- I – болезненное повреждение лицевых нервов;
- J – повреждение органов необходимых для поворота головы;
- K – мышца отвечающая за поворот руки будет выведена из строя;
- L – повреждение грудной мышцы не позволит противнику сделать удар кулаком;
- M и N – повреждение ограничивает повороты торса, а при сильном ранении возможно выпадение внутренностей;
- – поражение множественных вен и обильное кровотечение;
- P – обильное кровотечении при повреждении группы артерий;
- Q – потеря подвижности плеча;
- R – повреждаются мышцы отвечающие за подвижность верхней части тела;
- S – потеря подвижности и болевой шок;
- T – потеря подвижности головы и обильное кровотечение;
- U – потеря подвижности плечевого сустава и повреждение трапециевидной мышцы;
- V и W – потеря подвижности верхней части тела, порезы очень болезненны.
Точки резанных ран.
Правила в фехтовании
- Для спортсменов-фехтовальщиков создают специальное поле боя определённых размеров, на котором и происходит схватка. В ней участвуют только двое (двое мужчин или две женщины).
- В качестве снаряжения в обязательном порядке используются маски, специальные костюмы, гетры и перчатки.
- Оружием служит рапира, шпага или сабля. У обоих участников обязательно должен быть один и тот же вид оружия.
- Перед началом боя фехтующих ставят в двух метрах от середины поля.
- В зависимости от вида оружия, которое используется в турнире, фехтующие по очереди или одновременно делают попытки нанести друг другу уколы в разные допустимые части тела, например, туловище, конечности и ноги. Запрещается наносить удар только в затылок во всех видах фехтования.
- За ходом битвы следит судья с помощью специального аппарата — электрофиксатора. Он руководит схваткой и при нанесении уколов в соответствии с правилами (для каждого оружия они разные) присуждает баллы спортсменам.
- Официальным языком фехтования является французский, потому судейство ведётся на нём.
Возрастные группы
В этом виде спорта различают несколько возрастных групп для всех типов оружия, которые используются в соревнованиях:
- 10—11 лет;
- до 12 лет;
- до 13 лет;
- 14—15 лет;
- 16—17 лет;
- 18—20 лет (юниоры);
- от 20 лет (мужчины).
Первая и вторая группы соревнуются только на рапирах, как и женщины любого возраста. Остальные типы оружия доступны уже для следующих категорий.
Важно! Для юниоров старших лет отсчёт идёт от 1 января в соответствии с правилами, установленными Международной федерацией фехтования. В Германии же возрастная группа определяется по количеству исполнившихся лет на 1 июня
Спортивные разряды
Детям, которые учатся в школе, а также подросткам (от 13 до 17 лет) могут присвоить III, II или I разряды.
Юниоры и взрослые уже получают право бороться за более высокие звания: кандидат в мастера спорта и мастер спорта.
Передвижения
Передвижения бойца во время фехтовального боя могут быть различными. Основное положение — это фронтальная стойка (рис.50).
Рис.49
Во время боя фехтовальщик раскачивает корпус в левую и правую стороны, что позволяет переходить влево- и правостороннюю стойку, и уже на свое усмотрение спортсмен может остаться в этой стойке определенное время, не меняя ее на другое положение. Основным условием в передвижении фехтовальщика является не поднос ступни одной ноги к ступне другой. В виду увеличенной массы в верхней части тела при узкой постановке ног спортсмена легко вывести из равновесия (рис.50).
Рис.50
Мышцы ног фехтовальщика должны отвечать двум основным требованиям:
- силовая нагрузка от доспеха;
- скоростная работа на выпаде вперед и в атаке.
Используя весь комплекс фехтовальных действий, спортсмен в спарринге наносит атаки, которые в зависимости от его мастерства подразделяются на простые, повторные, сложные атаки.
Боевая сабля
Рассмотрев отличия рапиры и шпаги, следует уделить внимание такому оружию, как сабля. Это одно из самых древних орудий
В силу его особенностей сформировались и современные техники ведения спортивного боя.
Сабля представляет собой рубящее оружие. Его клинок имеет изогнутую форму. При помощи сабли возможно наносить и колющий удар. Для этого наконечник хорошо затачивался воинами перед грядущим боем.
Представленная разновидность оружия появилась на восточных территориях. Такие изделия получили широкое распространение еще в VII-VIII веке. С его помощью наносили рубящие и колющие раны. Со временем конструкция видоизменилась. К XIV столетию это уже был исключительно рубящий клинок, отличающийся значительной кривизной. Вес был относительно небольшой. Центр тяжести был смещен от эфеса. Это позволяло наносить удары большей силы.
Правила фехтования
Перед началом каждого поединка, оружие проходит проверку на длину, жесткость, наличие деформаций. Внешняя экипировка спортсменов проверяется на прочность и электропроводность.
Победа достигается либо после нанесения определенного количества ударов, либо после нанесения наибольшего количества ударов/уколов за ограниченное время. Для фиксации уколов используется электронная система, которая при необходимости сигнализирует, является ли место попадания поражаемой областью.
Во время поединка нельзя пересекать заднюю границу дорожки — за это снимаются очки, и боковые границы — поединок останавливается, а прогресс сбрасывается. Также штрафные санкции накладываются на инициатора физического контакта — по правилам нельзя соприкасаться телами.
Оружие в фехтовании: рапира, шпага и сабля
Мужские и женские, одиночные или командные соревнования по фехтованию проводятся в трёх дисциплинах, у каждой из которых есть свои особенности в правилах и тактике ведения боя.
Рапира – колющее оружие. Главной отличительной особенностью фехтования с рапирой является маленькая зона поражения – засчитываются уколы только в туловище и шею. Также есть приоритет действий, то есть обоюдные уколы не приносят очки, а рапиристу в обороне нужно сначала отразить атаку соперника, чтобы получить приоритет для своего нападения.
Шпага – колющее оружие с гибким клинком трёхгранного сечения, более массивным, чем у рапиры. В фехтовании на шпаге результативными являются уколы практически в любую зону, кроме затылка. С отсутствием приоритета действий тактика упрощается, при взаимных уколах обоим фехтовальщикам присуждается по очку.
Сабля – самое короткое из трех оружий, которым наносятся как колющие, так и рубящие удары. Область поражения достаточно широкая, не засчитываются только атаки ниже пояса. Подобно рапире, в сабле существует приоритет действий, но схватки проходят более динамично благодаря разнообразию атакующих возможностей.
Как выбрать секцию фехтования для детей
Выбрать секцию фехтования для детей несложно. В дворовых клубах и дворцах спорта часто фехтование для детей бесплатно. Также нередко такие кружки действуют на базе общеобразовательных школ. Бесплатные секции подходят скорее для общего развития и для того, чтобы понять подходит ли этот вид спорта ребенку или нет.
Если ребенку понравились занятия, желательно перевести его в платную секцию или отдать в спортивную школу. Школа фехтования на базе ДЮСШ – это оптимальный вариант для подготовки к большому спорту, ведь здесь тренировки нацелены именно на воспитание олимпийского резерва.
Три вида сформировались на Олимпиаде более 100 лет назад
Принципиальное отличие трёх видов фехтования — процесс касания соперника и место попадания.
Рапира и сабля появились ещё на первой современной Олимпиаде в Афинах в 1896 году, так что это, можно сказать, «классические» виды спорта на Играх. Хоть они и не пользуются популярностью среди масс. Вряд ли кто-то в свой выходной скажет: «Пойдет сразимся на мечах, отдохнем», но фехтование вряд ли когда-то покинет Олимпиаду.
Шпага появилась на Играх в 1900 году. На следующих ОИ появился вид «фехтование на палках», однако оно не нашло популярности и сразу же было отменено. В 1908 году организаторы решили убрать рапиру из Олимпиады, взамен добавив командные соревнования в шпаге и сабле. Однако они признали свою ошибку.
По сути, с 1920 года олимпийское фехтование проходит без фундаментальных изменений, а с 1924-го соревнования начали проводить и фехтовальщицы. Уже целые век стандарты этого вида спорта не особо меняются. Вот только популярность у массового зрителя фехтование начало обретать лишь в 2010-х благодаря новым технологиям съемки и освещения соревнований.
Однако всё равно фехтованию не хватает куда более высокочастотной съёмки — «слоу мо», где было бы всем понятно, какие манёвры совершили спортсмены и почему не был засчитан тот или иной укол. И вообще был ли он, ведь очень многое зависит ещё и от силы — простое или даже случайное касание соперника не будет засчитано, «фонарь» просто не загорится.
Поражаемая поверхность
- Поражаемая поверхность — это часть тела соперника, укол в которую приносит спортсмену очки;
- В поединке на рапирах включает в себя торс спереди и сзади (до пояса);
- Голова, руки и ноги в нее не входят;
- В случае нанесения укола за пределы поражаемой поверхности поединок останавливается, а этот и все последующие (в данном эпизоде) уколы не засчитываются;
- Поражаемая поверхность в поединке шпажистов — все тело (исключая затылок);
- У саблистов засчитываются уколы (удары) во все части тела выше пояса, включая руки и голову (кроме затылка);
- Попадания в другие части тела не засчитываются, но бой при этом — в отличие от поединка рапиристов — не останавливается;
- В бою рапиристов и саблистов судья может засчитать и укол, нанесенный вне зачетной зоны, — в случае, если защищающийся спортсмен намеренно прикрыл поражаемую поверхность какой-либо «непоражаемой» частью тела (например, ногой).
Экипировка для фехтования
Экипировка для фехтования
До изобретения электронного оборудования, число уколов в поединке подсчитывалось визуально. Ну как говориться, «на глазок». Четыре помощника главного судьи внимательно следили за поединком.
Правда, был еще один способ. Лоскут хлопчатобумажной ткани пропитывали чернилами и закрепляли на кончике оружия. На белой форме спортсменов оставались следы от уколов, которые потом оставалось только сосчитать.
Вот на такие ухищрения приходилось идти ради объективности судейства. Ведь просто наблюдая за поединком невозможно отследить, достиг ли удар цели. Кончик фехтовального оружия считается вторым предметом по быстроте движения в спорте. Он уступает лишь стрелковой пули.
Фиксация укола в фехтовании
На электронном оборудовании при попадании в цель загорается световой индикатор. Всегда ли судья засчитывает укол, увидев световой сигнал? Ничего подобного, рефери вправе не засчитать удар, если он был нанесен с нарушением правил
Почему? Да, потому что в состязании рапиристов и саблистов действует одно важное правило, которое называется «Право атаки»
В этих дисциплинах спортсмены атакуют по очереди. Один спортсмен нападает, другой отбивает это нападение. И только после этого, можно наносить новый укол. Это напоминает передачу «Право хода от одного соперника к другому». Вот и получается, что уколы, нанесенные одновременно или не в свою очередь, засчитываться не будут. А вот у шпажистов, все иначе.
У шпажистов «Право атаки» не действует и очко за укол получает тот, кто раньше поразит своего соперника. Во время поединка шпажистов, противники не редко наносят уколы практически одновременно. Если бы не способность электрических сигналов распространяться практически мгновенно, судьям пришлось бы туго. Определить, кто из двух шпажистов нанес удар первым, если их разделяет доли секунды.
Но, как же работает электро-фиксатор и что происходит во время нанесения удара? Можно просто было бы сказать, что в момент укола происходит замыкание электрической цепи, но думаем необходимо немного подробнее объяснить.
Кончик шпаги в фехтовании
Электрический ток течет только по замкнутым цепям. Пока цепь разомкнута, этого не происходит. Кончик шпаги выполняет роль включателя, он замыкает электрическую цепь.
На фиксатор подается электрический ток и в момент укола в электро-куртку цепь замыкается, и на электро-фиксаторе загорается сигнал. Если укол произведен в часть тела, не защищенного электро-курткой, то срабатывает реле недействительного укола.
Победитель в поединке определяется по очкам. Тот спортсмен, который первый набрал 15 очков или набрал большее количество очков по истечению времени, объявляется победителем. Если в поединке время завершилось и соперники имеют равное количество уколов (ничья), то добавляется еще 1 минута или поединок продолжается до первого укола.
Во время поединка спортсмен может получить штрафной укол в пользу соперника или быть дисквалифицированным за грубое нарушение правил. Спортсменам запрещено выходить за приделы боевой дорожки, разворачиваться к сопернику спиной, перекладывать оружие в другую руку (смена руки), производить телесный контакт с соперником.
Секции по фехтованию
Фехтование – это вид спорта, которым можно заниматься с детства. Фехтовальная экипировка у детей точно такая же, как и у взрослых, только оружие используется облегченное и укороченное.
Заниматься фехтованием можно с 5-6 летнего возраста, однако если Вы не успели попасть в секцию по фехтованию так рано, то тренировки можно начинать в 8-12 лет. А вот после 12-ти лет в фехтование приходят только те, кто не претендует на Олимпийские медали, а хотят этим видом спорта для собственного удовольствия.
Как и многие другие виды спорта, фехтование очень полезно для организма. Так что, какой не была бы цель ваших занятий фехтованием, мы от всей души желаем ее достичь!
Что развивает фехтование у детей — плюсы и минусы
Фехтование благородный и красивый вид спорта. Здесь ребенок почувствует себя настоящим рыцарем и научится терпению и выдержке. Помимо этого малыш поймет, что нужно уважать противника и станет более выносливым.
Из основных плюсов фехтования на шпагах можно выделить:
- Положительное влияние на интеллектуальное развитие. Уроки фехтования научат ребенка креативному мышлению, скорости реакции, наблюдательности и анализу. Школьники, занятые в этом спорте показывают отличные результаты в математических и компьютерных науках, ведь они могут не только анализировать, но и быстро просчитывать и прогнозировать исход схватки;
- Положительное влияние на физическое развитие. Фехтование относится к не травмоопасным видам спорта. Более того, тренировки благоприятно скажутся на физическом развитии крохи, ведь это прекрасные кардио нагрузки, тренировка дыхательной системы и укрепление нервной системы. Также этот вид спорта позволит укрепить иммунитет и предотвратить развитие глазных болезней.
Один из главных минусов этого вида спорта – неравномерная нагрузка. Как и теннис для детей, фехтование считается одноруким спортом, вследствие чего может развиться искривление позвоночника или неправильное формирование фигуры. Опытные тренеры, не допускают таких отклонений, давая дополнительную нагрузку на мышцы, не задействованные в поединках.
Также из минусов можно выделить серьезные психологические нагрузки во время тренировок. Ребенок должен быть внимателен и сконцентрирован, поэтому после занятий ему нужен полноценный отдых.
В целом же занятия фехтованием – это отличный способ вырастить ребенка стрессоустойчивым, целеустремленным и уравновешенным человеком.
Как ставить на фехтование: на что обращать внимание при выборе
Изучение каждого спортсмена в отдельности — ключ к формированию стратегии ставок, прибыльной на дистанции. Здесь будут важны не только сухие статистические данные о результатах, но и живой просмотр и анализ, так что для успешных ставок придется смотреть много поединков.
Идеальный саблист, рапирист или шпажист должен быть быстрым, иметь отличную реакцию и баланс тела, классно владеть оружием, а также быть психологически стойким. В фехтовании много решает концентрация в конкретный момент, ведь часто судьбу очка решают какие-то доли секунды. В таких условиях спортсмену ни в коем случае нельзя нервничать, так что смотрите матчи и отмечайте фехтовальщиков с холодной головой.
Имеет значение история очных поединков. При оценке сетки турнира отмечайте потенциальные встречи фехтовальщика со старыми конкурентами. С психологически нестабильным спортсменом желание взять реванш за прошлые поражения может сыграть злую шутку. А в случае прошлых успехов, напротив, фехтовальщик обычно действует увереннее, с ощущением превосходства, что может дать ему тактическую фору.
Престиж турнира и мотивация спортсмена — не главные факторы для прогноза в фехтовании, но все же достойны внимания. Особенно это касается возрастных спортсменов, которые стараются дозировать нагрузку по сезону.
Для опытных фехтовальщиков набрать идеальную форму к июльскому чемпионату мира важнее, чем, допустим, прыгнуть выше головы в июне на чемпионате Европы. А в сезон летних Игр все надежды спортсменов направлены на олимпийский турнир.
Во всех индивидуальных видах важна форма спортсмена, и фехтование не исключение. Многие фехтовальщики, учитывая огромное психологическое напряжение поединков, склонны к серийным успехам или неудачам, так что результаты спортсмена на предшествующих турнирах — отличный материал для анализа, в фехтовании даже более полезный, чем результаты на конкретном турнире от года к году.
Допустим, если рапирист успешно доходил до полуфинала на нескольких этапах Кубка мира перед чемпионатом мира, то нужно всерьез рассмотреть его кандидатуру для ставки. Нелишне будет ознакомиться и с рейтингом фехтовальщиков на официальном сайте FIE.
В век информационных технологий последние новости о спортсменах нужно получать не только из больших тематических изданий, но и из социальных сетей и блогов.
Олимпийские виды спорта зачастую обделены вниманием журналистов, и те же фехтовальщики нередко рассказывают о нюансах подготовки на своих персональных страницах в Сети. Подписавшись на них, вы получите информацию из первых рук о возможной травме фехтовальщика или жизненных изменениях, которые могут повлиять на текущую форму
Нарушения
- Если фехтовальщик заступает ногой (или обеими ногами) за боковые пределы дорожки, ему присуждается «штраф в 1 метр»: поединок возобновляется на расстоянии 1 м от места нарушения — в сторону нарушившего спортсмена;
- Если он допустил заступ позади себя, ему присуждается штрафной укол;
- Штрафной укол следует и в том случае, когда фехтовальщик допустил нарушение, не позволившее сопернику нанести укол (в правилах специально оговариваются допустимые приемы защиты);
- Может быть и незасчитанный укол (если он был нанесен сопернику со «сменой руки», т. е. с перекладыванием оружия из одной руки в другую, или с каким-то другим нарушением);
- Правилами предусмотрены и другие технические и дисциплинарные ограничения, несоблюдение которых карается соответствующим образом;
- Не допускается атака бегом, намеренный контакт телом, толчок соперника, поворот к нему спиной, удар оружием по поверхности площадки, защитные и атакующие действия свободной рукой;
- Запрещено снимать защитный наконечник с оружия, пытаться чинить оружие и совершать какие-либо иные действия с ним без предварительного разрешения судьи;
- Нельзя самовольно покидать площадку до окончания боя, снимать маску, пока не последует команда «Стой!», и т. д.;
- При вынесении предупреждения спортсмену показывается желтая карточка, при последующих аналогичных нарушениях (а также за некоторые дисциплинарные нарушения, даже если они допущены в первый раз) показывается красная карточка, означающая штрафной укол;
- Черная карточка (дисквалификация) показывается за грубые нарушения и неспортивное поведение, а также за некоторые повторные нарушения, за которые в ходе поединка спортсмену уже предъявлялась красная карточка;
- В случае отказа от поединка или неявки на бой к назначенному времени спортсмен (команда) дисквалифицируется.
Поделиться ссылкой
Когда фехтование стало спортивным
Как искусство владения колющим оружием, фехтование зародилось в XV веке в Испании. Чуть позже в Германии и Англии были созданы ассоциации преподавателей фехтовальщиков.
В XVI веке в Италии впервые установили принципы фехтования. Был создан теоретический курс по его изучению. Этот период можно считать зарождением фехтования как вида спорта.
Его первый международный устав правил был определён в 1914 году, хотя на то время фехтование уже считалось отдельным видом спорта, и было включено в программу Олимпийских игр. В 1921 году провели первый чемпионат мира, организованный немного ранее созданной Международной федерацией фехтования.
Справка. Первые соревнования, похожие на современные турниры, проводились ещё 3 тысячи лет назад в Египте, Индии, Древней Греции, Риме, Японии и Китае. Об этом говорят древние фрески.