История создания роликовых коньков

Знаете ли вы?

Лезвие у коньков очень узкое, из-за чего на небольшом участке создается крайне высокое давление. Под этим давлением лед плавится, из-за чего появляется прекрасная смазка, которая сильно снижает коэффициент трения. Благодаря этому появляется легкость скольжения.

Первые лезвия имели сильно загнутый носок, из-за чего передняя часть полозьев напоминала лошадиную голову. Именно поэтому приспособление и получило своё название — коньки.

Использовать коньки люди научились достаточно давно. По последним предположениям археологов, это произошло три тысячи лет назад.

Первоначально коньки изготавливались из костей животных и шнуровались веревками. На таких коньках люди перемещались в древности по замершим водоемам и рекам.

На Руси коньки еще украшали конскими головами. Из-за неудобства передвижения на таких коньках, на Руси считали данный вид как детской забавой. Только после изобретенного нового вида коньков (деревянная основа, металлические полозья), на коньках стало кататься гораздо легче.

Считается, что изобретателями нового вида являются Голландцы. Они стали первыми, которые использовали металлические полозья и деревянную основу. Позже ими было разработано обоюдоострое лезвие, которое позволило скользить по льду с большей скоростью и легкостью.

В 1800-х годах появились новые стили катания, что позволило данный вид спорта поднять на новую ступеньку популярности среди жителей. В 1900-х годах были разработаны и усовершенствованы коньки. Коньки стали изготавливать с закрытым носом, а лезвие было уже цельным, что позволило в свою очередь укрепить саму конструкцию и снизить вес.

В 1877 году в России образовывается первый клуб почитателей конькобежного спорта. Этому клубу суждено было сыграть очень важную роль в развитии фигурного катания в России, так как на его базе уже в 1896 году был проведен первый чемпионат мира по фигурному катанию.

Паншин Александр Никитич – это первый фигурист в России, который выиграл чемпионат мира по фигурному катанию. Александр Паншин считается в мире уникальным конькобежцем, так как на коньках начал кататься в 39 лет и был непобедимым чемпионом в мире на протяжении трех лет с 1897 года по 1900 год включительно.

Приемником Александра Паншина стал уроженец Воронежской губернии Николай Александрович Панин-Коломенкин. Николай стал пятикратным чемпионом России (1901, 1902, 1903, 1905, 1907 гг.), призером чемпионата мира в 1903 году, Европы в 1904 и 1908 гг. и конечно же олимпийским чемпионом в 1908 году.

Лидерами Российского фигурного катания в предвоенные годы были: Р. и А. Гандельсмана, П. Чернышев, П. Орлов, р. Новожилова, С. Глейзер, К. Лихарев, Т. Гранаткина, Толмачев, которые в дальнейшем внесли значительный вклад в развитие фигурного катания в нашей стране, выступив в качестве преподавателей. Именно с этих людей началась история создания непобедимой школы фигурного катания в России. Наверное, всем известны такие фамилии как: Б. Москвин, Н. Москвина, В. Мишин, Т. А. Тарасова — это группа талантливых тренеров, которые продолжили путь непобедимой школы в наше время. И всем известны легенды фигурного катания, такие как: Алексей Уланов и Ирина Роднина, Елена Водорезова, Алексей Ягудин, Евгений Плющенко.

— Фигурное катание зародилось только в 1850 году, когда конькобежцы экспериментировали с различными прыжками и вращениями на льду.

— Первый чемпионат мира по фигурному катанию среди мужчин был проведен в России в 1896 году.

— Первый чемпионат мира по фигурному катанию среди женщин был проведен в Швейцарии в 1906 году.

— В середине 1800-х годов катание на коньках было сильно популярно среди представителей среднего и высшего классов.

— Несчастные случаи во время катания на коньках являются наиболее распространенными во время хоккейных игр и выступлений в парном катании.

— Елена Водорезова – самая юная советская спортсменка, которая принимала участие в Олимпийских играх, за всю историю советского спорта.

— Евгений Плющенко – делит рекорд по количеству олимпийских наград с фигуристом Йиллисом Графстером. У каждого из фигуристов их по 4-и. Евгений стал первым фигуристом, который смог выполнить на соревнованиях каскад четверной тулуп — тройной тулуп — тройной риттбергер и первым среди мужчин выполнил вращение бильман, каскад тройной аксель-ойлер-тройной флип.

Фигурное катание называют одним из самых красивых, а хоккей – самых мужественных видов спорта. Но мало кто знает, когда, кто и для чего изобрел коньки, и почему их так назвали. Ответы на эти вопросы дает история.

Кто завез коньки в Россию

Моду на ледяное катание на Руси привез Петр I. Ему очень нравилось такое развлечение. Царь даже приказал начать производить коньки в Туле, когда вернулся домой. Но после его смерти популярность коньков снизилась. Считается, что самый первый конькобежный клуб в России основал в 1864 году А. Паншин. Скороход и фигурист открыл его в Петербурге.

В феврале 1890 года отпраздновал 25-летие петербургский Юсуповский каток. По этому поводу решили устроить грандиозные ледовые состязания. Для участия специально пригласили спортсменов из Америки, Европы. Масштабность мероприятия, звездный состав участников дают право назвать эти соревнования первым неофициальным чемпионатом мира. Успех данного конкурса ускорил проведение соревнований мирового уровня. Также это событие послужило толчком для создания через 2 года Международного Союза конькобежцев.

https://youtube.com/watch?v=tO0tkxVBpvM%3F

Роликовые коньки

История роликовых коньков насчитывает не одно столетие. За все время было изготовлено огромное количество прототипов современных роликов, однако, обо всем по порядку. Создателем роликовых коньков, получившим всеобщее признание, считается изобретатель из Бельгии Жан-Жозеф Мерлен. Но тут же стоит оговориться, что «ботинки на колесах» существовали уже намного раньше (с 1743 года), вот только имени его изобретателя никто не знает.

Созданные Мерленом роликовые коньки, публика смогла увидеть на бале-маскараде, который проходил в Лондоне в 1760 году. К дорогим туфлям на ногах у изобретателя были приделаны маленькие колесики. Публика смотрела с изумлением, как Жан-Жозеф не просто катался перед ними, но при этом еще и играл на скрипке. Поскольку изделие было не вполне совершенно, Марлен врезался в стену, не сумев затормозить вовремя. В результате чего зеркало, висевшее на ней, было разбито, а стоило оно в то время больших денег.

Первым же, кому удалось запатентовать роликовые коньки, стал в 1819 году француз Птибле. Его модель состояла из деревянного основания, к которому были приделаны три колеса. К ноге основание прикреплялось кожаными ремнями. Колеса изготавливались из металла или дерева, а также из слоновой кости. В Европе «Петибледы», так их называли, стали модными довольно быстро. Официанты одного пивного ресторана в Берлине, обслуживали посетителей, передвигаясь на этих роликовых коньках.

В начале 1860 года в Лондоне началось строительство специальных роликовых площадок. Вскоре мода на роликовые коньки докатилась и до США. В 1863 году американцу Джеймсу Леонардо Плимптону удается улучшить конструкцию роликов, создав так называемые «квады» — роликовые коньки, на которых не три, а четыре колеса (расположены парами). Новой модели, быстро набравшей популярность, удалось вытеснить трехколесные «петибледы».

Два важных улучшения были придуманы уже в 1876 году. Так, для значительного увеличения скорости вращения, были изобретены колеса, имеющие два подшипника, а также придумана конструкция тормоза. Год 1979 стал переломным в истории роликовых коньков. Именно тогда занимающиеся хоккеем Скотт и Бреннан Олсоны предложили новую модель, на которой колеса расположены по одной линии. Эти коньки были созданы братьями с одной лишь только целью — проведение тренировок по хоккею, в период отсутствия ледового покрытия. После проведенного усовершенствования, новые ролики получили всеобщее признание, вытеснив постепенно и «квады». Сегодня в спортивных магазинах можно найти огромное количество разнообразных детских, мужских и женских роликовых коньков на любой вкус и цвет.

История квадов

Первые «квады» — коньки с двумя рядами колёс — были предложены уже не французами, а американцами. В 1863 году Д. Л. Плимптоном были разработаны первые коньки с колёсами в два ряда. Они располагались попарно на двух осях и были изготовлены из самшита. Квады были значительно более устойчивы, и на них можно было относительно безопасно ездить как вперёд, так и задом.

Для распространения своего новшества среди американцев Плимптон спустя 3 года открывает первый роллердром в Ньюпорте. Со временем роллердромы открывались не только в Америке, а и в Европе. И если до этого приобрести и кататься на роликах — это было больше привилегией богатых, то с открытием роллердромов возможность научиться и кататься на роликах стала доступной почти каждому. К тому же стали появляться более дешёвые аналоги и купить себе уже мог практически каждый такие коньки.

Квады почти на столетие вытеснили с рынка инлайн-коньки. Со временем на квады был запатентован и первый тормоз (1876). В этом же году было получено авторское свидетельство и на подшипниковые колёса на оси.

С начала XX века активно усовершенствуются уже и инлайн-ролики. В 1913-м была запатентована и педальная модель. Это было что-то среднее между обычными инлайн-коньками и велосипедом. А в 1960 г. был получен патент на ролики с ботинком. Однако в то время они не стали общераспространёнными.

Активная популяризация роликов началась лишь к 80 годам, когда в 1979 году хоккеисты братья Олсоны случайно наткнулись на роликовые коньки в магазине. Они решили, что в межсезонье это может быть отличной заменой обычным конькам для тренировок. Они разработали новую модель. Колёса с рамой прикрепили к хоккейному ботинку. С этим изобретением они обратились в компанию, которая занималась выпуском роликов, однако их эта идея не заинтересовала. С того времени Олсоны стали задумываться о приобретении авторского свидетельства. Патент на выпуск был приобретён в 1981 году. Олсонами была создана фирма Ole’s Innovative Sports, которая и начала заниматься выпуском этой продукции.

Со временем они переквалифицировались с роликов для хоккея на ролики для развлечения. Такой вид активного отдыха уже в то время был достаточно популярным. За последние 20 лет его популярность только растёт. На сегодня ролики признаны одним из самых популярных видов спорта и активного отдыха. Параллельно с популярностью роликов совершенствуется и их конструкция.

2. Разновидности

Конёк с попарной установкой колёс

Кроме привычных в России роликовых коньков, где колеса расположены в одну линию (инлайн, inline), существуют коньки с попарной установкой колес(quad, квады, «табуретки», «копыта»). Одна из разновидностей коньков представляла собой металлическую платформу, к которой крепилось две пары колёс на двух осях. Сама платформа крепилась к обуви ремешками.

  • Ботинок
  • Рама. Изготавливается из металла, пластика, иногда из углепластика(карбона) или стеклопластика.
  • От 2 до 5 колёс, установленных в раму на одной линии (инлайн), или 4 колес, установленых попарно (квад). Колёса делаются из полиуретана различной жёсткости. На дешёвых китайских роликах можно встретить колёса и из пластмассы. На роликах-внедорожниках ставят пневматические колёса.
  • Пяточный тормоз (обычно ставится на один из коньков) пассивный (тормозная колодка закрепелена) или активный (тормозная колодка опускается, когда ролик выдвигается вперёд).

Ботинки можно разделить на жёсткие и мягкие, высокие и низкие, каркасные, а также профессиональные гелевые:

2.1. Мягкий ботинок (SoftBoot)

Как правило, ботинки всех роликов, не являющихся узкоспециализированными слаломными или спидскейтерскими — мягкие. Мягкий ботинок обеспечивает достаточную для большинства случаев жесткость и управляемость, он попросту удобнее, чем жесткий. Основное его предназначение — создавать ощущение комфорта у людей, которым полная фиксация ноги не нужна. Большинство роликовых ботинок являются высокими, то есть поддерживают голеностоп от изгиба вбок, что позволяет предотвратить растяжения. Но есть также и низкие ботинки, верхняя часть которых заканчивается чуть выше уровня щиколотки, слегка прикрывая её сбоку. Для новичков без особой спортивной подготовки рекомендуется именно такой ботинок.

2.2. Жёсткий ботинок

Жёсткий ботинок хорошо «держит» ступню. Жесткий ботинок делается достаточно тесным, из твёрдого пластика с тонким «валенком» и благодаря этому хорошо фиксирует ногу. Используется или в беговых роликах с низким ботинком, где голеностоп не зафиксирован и с мягким ботинком просто не удастся эффективно бежать, или в слаломе, где повышенная фиксация ноги облегчает выполнение особо трудных элементов. С другой стороны, такие ролики могут жать и натирать, если форма вашей ступни отличается от формы колодки, по которым выпускаются ролики. Используется для агрессивных роликов, слаломных и фрискейтерских (прыжковых) роликов. Плохо вентилируется.

2.3. Каркасный ботинок

Это ботинки, напоминающие по виду крепления для сноуборда, состоят из пластиковых креплений, в которых закрепляется нога роллера, обутая в кроссовок. Существуют фитнес-модели роликов с таким ботинком, но особую популярность приобрели агрессивные ролики с ботинком такого рода (XSJado).

2.4. Низкий ботинок

Если это мягкий ботинок (SoftBoot), то высота края ботинка над щиколоткой 2-3 см, такие ботинки называются «training», что подразумевает что он предназначен для более комфортной тренировки спидскейтеров. Ролики с таким ботинком как правило оснащаются длинной рамой с колёсами от 90 мм.

Беговой ботинок является наиболее низким и жёстким из вышеперечисленных, поэтому требует тщательного подбора под ногу, а, как правило, и последующей подгонки. Высота верхнего края бегового ботинка — чуть выше щиколотки. Сам ботинок изготавливается из углепластика (иногда из стеклопластика) с тонкой прослойкой 1-2 мм кожезаменителя (или микрофибры) на внутренней поверхности, для смягчения соприкосновения с ногой. Голеностоп в таком ботинке абсолютно свободен и никак не фиксируется, поэтому для катания в таких ботинках необходима правильная техника. В то же время, жёсткость фиксации стопы позволяет более точно позиционировать конёк при беге, жёсткость подошвы способствует более полной передаче усилия, а свободный голеностоп облегчает движения ноги. К тому же вес такого ботинка намного ниже.

Конек Гейнса

Доктор Гейнс — человек, придумавший и воплотивший идею коньков «снегурок». В 60-х годах XIX века он решает сделать «снегурки», которые имели широкое лезвие, загнутый кверху носок без зубцов. Их отсутствие позволяет скользить даже по твердому, укатанному снегу. Такое оборудование подходит для обучения новичков, с ним они учатся кататься, пользуясь ребрами конька. Дальнейшие изменения в модели были не принципиальны, но привносили некие новшества. Так, шведский фигурист У. Сальков придумал добавить зубцы на носок. Новшество позволило выполнять более сложные фигуры, прыжки, остановки, пируэты на носке, циркули, переступания, толчки. Укрепить прочность модели помог Н. Панин. Он добавил стойку, теперь их стало три.

Больше значительных изменений в «снегурках» не было. Менялась длина и толщина лезвия, в зависимости от применения. Например, для танцев на льду предусмотрена самая маленькая длина, чтобы партнеры не поранили друг друга. Лезвия их коньков имеют толщину в 2-3 мм, для сравнения, предшественники имели толщину 5-6 мм. Высота составляет 40-50 мм. Полоз закруглен, чтобы при наклоне тела выполнялось скольжение по дуге.

3. Классификация

Роликовые коньки делятся на несколько видов по стилю катания:

  • Фитнес — самый распространённый и популярный вид роликов. Предназначен для активного отдыха на роликах. Традиционно фитнес-ролики имеют по 4 колеса в одну линию (размер 76-84 мм, жёсткость 76А-84А). В последние годы лидирующие компании по производству роликовых коньков стали выпускать модели с диаметром колеса 84 и 90 мм. Обычно такие ролики оснащены штатным тормозом на ботинке. Некоторые роллеры предпочитают сразу его снять.
  • Слалом — ролики для тех, кто предпочитает красивое артистичное катание, со сложными элементами. В этом виде езды проводятся международные фестивали. Ролики для этого вида езды самые дорогие на рынке. Дело в том, что они сочетают в себе максимальную крепость как агрессивные ролики, максимальную маневренность и максимальную легкость. Вследствие того, что этот вид катания является самым сложным из всех, он наименее популярен.
  • Фрискейт — ролики для тех, кто предпочитает свободную езду по городу в быстром темпе с элементами прыжков, вращений и преодоления различных преград. Обычно имеют прочный жесткий ботинок и крепкую раму, что позволяет как прыгать, так и заниматься слаломом или играть в колдунчики без риска сломать ролики.
  • Агрессив — ролики, которые используются только для выполнения различных трюков, прыжков с большой высоты, скольжений по поверхностям. Отличаются массивным (большим, тяжелым и мягким) ботинком с хорошей амортизацией, большим весом, короткой твёрдой рамой, оснащенной специальными пластинами для скольжения по различным граням и поверхностям (плейтами), маленькими (по диаметру), широкими по профилю и жёсткими колёсами (по 2 или 4 колеса на каждой раме). Для более удобного скольжения по трубе вместо средних колес вставляют антирокеры и H-блоки для скольжения по грани. Большую скорость на таких роликах набрать трудно, но они хорошо сохраняют скорость.
  • Беговые — ролики для бега. Отличаются низким жестким лёгким ботинком, зачастую изготавливаемым из карбона, длинной рамой. На роликах данного класса ранее было установлено пять колес диаметром от 80 до 85 мм (5х84), для большего сцепления с асфальтом, но сейчас используется рама с четырьмя колесами диаметром 100 мм (4×100). Вариант 4×100 в последнее время фактически полностью вытеснил 5х84, не так давно был официально разрешён для использования в мировых гонках стандарт 4х110. Жесткость колес большая, от 81 до 86 и выше у колёс для дорог и треков, также есть колёса и для закрытых помещений с гладким нескользящим покрытием.
  • Фигурные — ролики для фигурного катания. Они имеют специальный стопор в передней части рамы, необходимый для выполнения вращений, дорожек шагов и прыжков, а колёса расположены по дуге, аналогичной форме лезвия для ледовых фигурных коньков. Рама и ботинок для фигурного катания обычно продаются отдельно, позволяя подобрать раму и ботинок под конкретный стиль катания, а также использовать ботинки от ледовых коньков.
  • Детские — раздвижные ролики (позволяют менять размер конька вместе с ростом ноги ребенка), обычно имеют 3-4 колеса на каждом ботинке, штатный тормоз (иногда два тормоза — на каждый из ботинков).

История появления

Наверное, некоторые слышали легенду о японских ниндзя, передвигавшихся с молниеносной быстротой за счет бамбуковых каточков, прикрепленных к подошве обуви каким-то хитрым способом. Но это всего лишь легенда. Известно, что история создания роликовых коньков уходит к истокам ледового катания, недаром эти изобретения внешне очень похожи. Видимо создатель роликов так любил коньки, что нашел вариант их замены в теплое межсезонье. В 1700 году неизвестный голландец приколотил деревянные шпульки к полосным элементам из дерева, прикрепил  конструкцию к ботинкам и назвал изобретение скилерами.

Официальным изобретателем инлайнов стал инженер Джон Джозеф Мерлин, придумавший в 1760 г. роликовые снаряды с небольшими размещенными в ряд металлическими колесиками. Однако тормозить в них было довольно сложно. Так что Джон, не совладав с плохо управляемой конструкцией, врезался в зеркало и разбил его, находясь на балу и перемещаясь на роликах по залу с одновременной игрой на скрипке. Произошедшее событие, конечно, не благоприятствовало популяризации изобретения, которое публика сочла травмоопасным. Поэтому Мерлин не стал его патентовать.

Первый авторский патент на ролики увидел свет в 1819 г., благодаря жителю Парижа Шарлю-Луи Петибле, создавшему конструкцию в виде деревянной рамки с тремя колесами и кожаными ремешками, фиксирующими ее на ноге. Четырьмя годами позже лондонский конькобежец Джон Тайерс запатентовал инлайны с пятью колесиками. А в 1863 г. американец Джеймс Плимптон догадался, как повысить управляемость, устойчивость и маневренность коньков, установив попарно четыре колесика. Его квады прикреплялись на вращающуюся амортизирующую подвеску, что давало возможность катающемуся с легкостью поворачивать. Ролики быстро завоевали популярность, и Плимптон открыл первый роллердром в Нью-Йорке, а позже основал ассоциацию роллеров.

Роллердромы были распространены и в царской России. Об этом пишет Куприн в своем рассказе 1910 г.: «Едем на скетинг-ринг. Круглый, гладкий, как лед, манеж, а в местах для зрителей – пропасть публики. На манеже молодые люди обоего пола бегают и крутятся, как сумасшедшие, на коньках с колесиками». Между тем, с 1970-х конструктивные особенности роликов продолжали совершенствоваться и видоизменяться. Создавались новые типы, позволяющие кататься в различных стилях и не только по ровной поверхности.

Легенды о первом происхождении

Легенд об их первичном происхождении несколько. Одни говорят о том, что ещё японские ниндзя катались на ботинках с колёсиками, что и позволяло им двигаться со значительной скоростью. В других источниках говориться о том, что ролики возникли как замена обычным ледовым конькам в скандинавских странах. Обычные коньки были привычным способом перемещения по замёрзшим водоёмам. А вот в летнее время для более быстрого и удобного передвижения они использовали обычные ботинки с колёсиками в ряд. Однако это лишь легенды. Первые официальные упоминания были датированы более поздним временем.

История появления

Для начала ознакомимся с историей этого, можно сказать, «вида транспорта».

Первую известность роликовые коньки получили ещё во второй половине 18 века, так как именно в тот период состоялась первая официальная презентация. Однако появление роликовых коньков, а именно их аналогов датируется гораздо более ранним периодом, поскольку подобные приспособления по некоторым данным использовались ещё в древней Японии.

Первоначально ролики выглядели приближённо к современному варианту, когда колёсики располагаются в один ряд, а уж затем, со временем, придумали ролики, в которых было два ряда колесиков — по два в каждом. В таком случае колес было столько же, но при этом ролики обладали большей устойчивостью. Они стали очень популярны, так как были чрезвычайно удобны и просты в освоении для начинающих.

Роликовые коньки

Катание на роликовых коньках постепенно начало обретать всё большую популярность и стало весьма распространённым явлением ещё в 19 веке, но наибольшую популярность приобрело, безусловно, начиная со второй половины 20 века, а также его конца, когда массово начали появляться роликовые коньки с колёсами в один ряд.

Такие коньки полностью вытеснили предыдущие виды данных приспособлений и стали широко использоваться хоккеистами для уличных тренировок, так как изготовлены они по тому же принципу, что и обычные коньки. Затем последовала огромная волна популярности роликовых коньков среди подростков, которые стали активно соперничать с таким излюбленным молодёжью приспособлением, как скейтборд.

Практичность более современных роликовых коньков также объясняется тем, что их колёсики стали изготавливаться из полиуретана, который стал идеальным решением, для таких спортивных приспособлений. Полиуретан очень прочен и нестираем, благодаря чему и занял лидирующее место в качестве материала для роликовых колёс.

Раздвижные колёса

Первый патент на раздвижные колёса был получен ещё в 1905 г. в Нью-Йорке. Джон Джей Юнг предложил конструкцию, которая могла динамически менять размер. Это был обычный двухколёсный механизм, который имел раздвижные колёса. Однако особой популярности эта конструкция в то время не приобрела, ведь такие ролики были менее скоростными и манёвренными, нежели другие модели. Однако со временем раздвижные колёса стали устанавливать на детских коньках. В 1994 году братья Олсоны выпустили первые раздвижные инлайн-ролики для детей. Раздвижные механизмы позволили значительно сэкономить семейный бюджет многих родителей, ведь детская нога растёт очень быстро, а каждый год покупать новые достаточно дорого. А раздвижные механизмы помогают комфортно изменять размер.

С того времени конструкция немного менялась и совершенствовалась. Было изобретено много новшеств, которые позволяли сделать и детские, и взрослые коньки более удобными. Совершенствовалась система тормоза. Со временем, уже в начале XXI века, раздвижные колёса стали устанавливаться и на квадах. Спустя несколько лет появились горнолыжные раздвижные коньки для детей, что позволило развить настоящее направление и в детском горнолыжном спорте.

Разновидностей роликовых коньков на сегодняшний день существует достаточно много. Зная, какие бывают ролики, намного легче выбрать именно тот вид, который подходит именно вам.

История роликовых коньков

Если ваши ролики треснули или начали предательски скрипеть после очередного катания, то значит пришло время ремонта. Но нести их к мастеру совсем необязательно — ведь почти всё можно исправить самому.

http://rolleram.ru/istoriya-rolikov/http://www.sportcollection.ru/metodicheskoe-rukovodstvo/rolikovye-konki-/istorija-sozdanija_jfm/http://aktsport.ru/roliki/kak-poyavilis-rolikovyie-konki.html

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий